fbpx
6+

«Студеное море – северные рубежи»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 132

Эфир 11 сентября 2019 г., 16:25

 

6 сентября 2019 г. в Архангельском краеведческом музее открылась восьмая выставка проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Она называется «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера». Такая тема для выставки выбрана неслучайно, потому что северные земли и в самом деле постоянно находились на грани войны и мира, дальше или ближе к рубежам, а саму жизнь в этих суровых местах точно можно назвать борьбой за существование. Во всяком случае, в Средневековье и Новое время это точно было так. Впрочем, и в XX и XXI веках это недалеко от истины.

 

Собственно, и сам Архангельск был основан как город-крепость, морская крепость для обороны северных берегов. Так что история Русского Севера в этом смысле неразрывно связана с военной историей.

 

О концепции выставки, ее разделах и наполнении на пресс-конференции перед открытием рассказали директор Архангельского краеведческого музея Наталья Николаевна Шпанова, куратор гуманитарных проектов компании «НорНикель» д.и.н. Юлия Зораховна Кантор и научный консультант выставки д.и.н. Михаил Николаевич Супрун, профессор Арктического федерального университета им. Ломоносова.

 

Вот что мы узнали из их выступлений.

 

«История обороны» – может быть, звучит не так романтично, как какой-нибудь другой выставочный проект. Но, тем не менее, это часть нашей краеведческой истории, которая обязательно должна быть представлена у нас здесь. И долгое время мы довольно эпизодично представляли историю этой обороны. А теперь нам представилась такая возможность – показать все это более целостно, потому что именно целостный, комплексный подход формирует отношение к тому или иному событию.

 

Есть и другой момент. В нашем городе существует довольно большой «пул» специалистов, занимающих теми или иными сюжетами оборонной истории. И мы смогли с их помощью показать весь материал целостно и комплексно.

 

У нас четыре выставочных зала, но пять разделов нашей выставки. И начинается она с раздела, как и в своем названии, «Студеное море».

 

Мы подсчитали, что «студеное» – это одно из, пожалуй, пятнадцати названий и Белого моря, и Северного Ледовитого океана.

 

В первом разделе мы обратились к средневековой истории. Также мы хотели малоизвестные (а для кого-то и вовсе неизвестные) факты представить в этой цепи военных историй нашего края. Насколько мы понимаем, не все наши гости (да даже и архангелогородцы) знают, что были, например, Двинские войны – войны за ресурсы нашей территории. А за ресурсы всегда идет какая-либо борьба – самая разная. Мы показываем эту историю. Очень долгое время история Гражданской войны и интервенции показывалась исключительно определенным образом. Понятно, что в советское время был свой подход, и он был такой, какой был. В этот раз мы показываем его с разных сторон.

 

Мы показываем историю и белых, и красных на Русском Севере. Как они пришли, как они ушли, каковы были причины, каково было следствие, каковы были взаимосвязи.

 

История Второй Мировой войны. Нам тоже казалось: уж что только мы не исследовали, что только мы не говорили о ней… Однако же какие-то моменты, какие-то исторические акценты на этой выставке представлены впервые.

 

Если бы не было отдела военной истории, который возглавляет Игорь Михайлович Гостев, и он же один из экспозиционеров нашей выставки, она вообще вряд ли стала бы возможной, вряд ли эта тема была бы предложена нами. Ну и, конечно, вряд ли бы эта выставка стала возможна без компании «НорНикель» и, в частности, участия Юлии Зораховны Кантор.

 

Ю.З.Кантор:

«Каждая выставка – это такой огромный коллегиальный труд с участием нескольких партнеров. Это коллегиальный труд экспозиционеров, хранителей, специалистов из разных музеев, архивов, научных образовательных учреждений. Ваша выставка не исключение. И это принципиальный подход, потому что выставки проекта должны быть еще и образовательно-обучающими. Пока в проекте все это удается.

 

В каждом городе проходил довольно жесткий конкурс на создание концепции выставки. В вашем городе в этой борьбе на создание концепции победил Краеведческий музей. Создана очень умно и четко структурированная энциклопедическая концепция. Она не осталась только концепцией, а вылилась в замечательную выставку, и в этом все присутствующие сейчас смогут убедиться».

 

М.Н.Супрун:

«Мы давно сотрудничаем с Краеведческим музеем – одним из старейших на Севере. Неплохо знаем материалы, неплохо знаем экспозицию, неплохо знаем фонды. Сотрудничаем еще и по подготовке кадров музейного дела. Большая часть специалистов, готовивших выставку, и тех, кто принимал участие в написании каталога к ней, это все наши бывшие выпускники, бывшие аспиранты, бывшие докторанты. И вот, хорошо зная экспозицию музея, мне показалось, что эта выставка – это такая выжимка из военно-морской, милитаристской части экспозиции, самой основной. И сделана она очень профессионально.

 

Что касается академической составляющей выставки, то она выдержана очень четко. Дело в том, что когда в 2009 году мы заявлялись на город воинской славы, мы писали историческую справку. И эта историческая справка выверялась очень точно через документы, потому что по-другому Президентская Администрация не принимала этих материалов. На каждое слово, на каждый факт требовалось обязательно архивное подтверждение. Эта архивная справка была сделана лучшими специалистами города. И она в значительной степени нашла отражение в данной экспозиции как академическое сочинение, но в значительной степени расширенное. Вот с того времени, с 2009 года, появились новые дополнения, новые материалы, новые факты, новые документы. И вот это все нашло отражение в академической стороне данной выставки, а также будет отражено и при издании расширенного каталога выставки. Но музейное дело же очень специфическое. И если академическую справку можно назвать конфеткой, то у этой конфетки должна быть еще и очень хорошая обертка. И данная выставка стала элементом, в котором учтены все типы восприятия с точки зрения соционики. Т.е. это можно и потрогать, и послушать, и почитать. Включаются и тактильные методы, и аудиальные, и визуальные. Другими словами, получилась очень интересная музейная работа, которая стала синергетической составляющей и академической науки, и музейного дела. Мне кажется, что работа удалась».

 

 

Выставка не самая большая из всех выставок проекта – занимает четыре зала. Но она очень концентрированная. Пожалуй, более других она насыщена сопроводительными материалами (буквально к каждому экспонату). Это целые научные аннотации, которые дополняют этикетки, т.е. мы видим не просто некий артефакт и название к нему, но и хорошее пояснение, чего, на самом деле, в музеях часто не хватает.

 

Ну и, конечно, невероятным образом создатели экспозиции сумели пройти между Сциллой и Харибдой в виде двух крайностей военной тематики – пафосный ура-патриотизм, прославляющий все и вся, и глянцево-банальное равнодушное клише. Признаться, мы несколько опасались, что столкнемся с одной из этих двух крайностей, но, к несказанной нашей радости, выставка получилась безпафосная, научно-историческая и захватывающая. И в этом вы сами сможете убедиться, когда услышите рассказы кураторов в наших следующих выпусках.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru