«Страх смерти уйдет на второй план, если наша жизнь будет посвящена достижению смысла»

Ryabkov

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 4 февраля 2016 г., 20:30

Вопрос (1): Кого Господь спасает? Как должен вести себя человек, какие поступки совершать?

Отвечает протоиерей Александр Рябков: Для всех нас есть пример святых. Святые показывают нам пример святости. Но святые, которых мы знаем (это мученики, верные Христу до смерти, или преподобные, которые верны были Богу в течение всей своей, часто долгой, жизни) показали нам пример верности и пример правильного ориентира. Они понимали, что жизнь человека – это не удовлетворение только лишь своих телесных потребностей и не удовлетворение своей гордыни в виде тщеславия, славы, успеха, достатка, пусть даже не материального, а в виде почета, успеха, который создается вокруг отдельного человека среди людей  (его славят, он делает успешную карьеру или он накапливает  богатство). Цель жизни не в этом. А смысл жизни – в приближении к Богу уже на земле, при жизни. Приближение это возможно с помощью Божией благодати. Господь нам посылает свою благодать, если мы к ней стремимся. Он не просто нас награждает ни с того ни с сего, спасает нас без всякого нашего участия. Нет. Бог нас без нас не спасает! Без нашего участия, без нашего разрешения, без нашего движения к Нему Бог нас не спасает. Что такое движение к Нему? Во-первых, мы сегодня уже говорили немного о Великом посте. Он уже не за горами, пройдет совсем немного времени и пост начнется. Это время, когда в особенной, большей мере мы отсекаем от себя все лишнее, все наносное, все неглубокое, все преимущественно плотское, телесное. Почему отсекаем? Как можно так говорить? В Евангелии есть такие слова: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя,  ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29-30).  Мы помним с вами это чтение. Здесь речь идет о том, что наша плотская жизнь, зачастую греховная, или какие-то наши страсти, пристрастия, привычки, которые нам мешают воспарить к Богу, Небу, начинают над нами довлеть. И поэтому иногда с нами сращиваются так, что наша личность нам уже не принадлежит. Так вот, церковная жизнь – это освобождение от страстей, от рабства плоти, от рабства страстям. Если мы постоянно такую работу по освобождению ведем, тогда мы готовы войти в Царствие Божие после нашей жизни.

Вопрос (8): Батюшка, я очень грешный человек и сильно боюсь смерти. Мне, наверное, не спастись.  Можно ли укрепиться в вере, чтобы так не бояться смерти?

Отвечает протоиерей Александр Рябков: Когда мы открываем Евангелие от Иоанна, 36 зачало, мы читаем следующие слова: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). Наша церковная жизнь, наш поиск Бога, отсечение всего, что противоречит жизни во Христе, дает нам истинную жизнь. Когда сердце человека стоит на страже, охраняя себя, чистоту своего сердца, то тогда эта жизнь с избытком, которую дает нам Христос, помогает нам не бояться смерти. Надо проанализировать, почему я боюсь смерти? Мы все грешные люди. И у святых, которых я сегодня упоминал (Антоний Великий, Пахомий Великий, Евфимий Великий) было изречение «Я не положил основания к покаянию». «Дорогие мои, – говорили они, – где сатана, буду и я». С одной стороны, это слова смирения. Они более чем искренние. Это не притворное смирение. Но при этом удивительным образом их смирение не сопровождалось отчаянием.  Потому что внутри них была жизнь с избытком и была радость. Поэтому надо отсекать от себя все неглубокое, страстное. Понимать, что моя страстная жизнь не заменяет ту жизнь с избытком, которую дает нам Христос. Страх смерти уйдет на второй план, если наша жизнь, наше бытие будет посвящено достижению смысла. Когда каждый наш шаг, каждое наше слово, каждая наша мысль будет содержать  смысл, глубокий смысл общения с Богом. Если наши желания, движения нашей души, наши помыслы будут обращены к Богу, если наше сознание будет наполнено пониманием того, что жизнь моя только тогда полноценна, когда она посвящена Богу. И только тогда меня оставляет тоска, печаль и уныние, а страх смерти уходит на второй план. Потому что очень часто даже жизнь человеческая в биологическом смысле может быть смертоносной, источающей из себя смерть. Сам человек убивает себя из года в год. Не физически. А убивает свою душу, заставляет свою душу молчать, гибнуть, засыхать. Не преображаться, а, наоборот, скукоживаться. Это плоды страстной жизни, жизни по законам тщеславия, соревнования, соперничества. Законы соперничества, соревнования, тщеславия дают поле для деятельности физической, телесной, светской, мирской. Но душа уходит на второй план. Душа не развивается. Мы забываем, что душа развивается только в подвиге, жертве, крестоношении. И тогда уходит страх смерти. Осознание значимости подвига, крестоношения, ущемления себя, своей воли, своей гордыни, своего я в смысле материальном, телесном, физическом, внешнем – все это помогает раскрыться духовному.  Когда  раскрывается духовное, физическая жизнь приобретает другие краски, другие тона, другое содержание. Наша жизнь очень часто представляет собой красивую обертку от конфеты, внутри которой ничего нет, пусто. Если мы будем уменьшать в себе телесное и больше внимания уделять духовному началу в виде жертвы, подвига, сострадания, сопереживания, помощи ближнему, а также облагораживать свою жизнь духовным чтением, молитвой, постом, воздержанием, тогда наша жизнь начинает нам видеться по-другому. Мы понимаем, что на самом деле многого нам не надо. Не надо дворцов, красивой одежды, почета, уважения от людей. Мы начинаем по-другому относиться к людям. Наши семейные отношения начинают выстраиваться по-иному. Когда духовность начинает преобладать в человеке, то его телесные стороны жизни и взаимоотношения с людьми приобретают духовную составляющую. В том числе наши отношения с родственниками. Это тоже очень важно.  Мы хотим быть автономными. Но никогда мы не будем автономными. И если мы вступаем в конфликт, это означает, что в нас не развита духовная жизнь. Но если мы духовно живем, мы совершенно по-другому смотрим на людей. Если мы видим какую-то ошибку, если бываем оскорблены, то именно потому, что в нас это тоже есть. К сожалению, часто, видя нарушение какого-то закона со стороны ближнего, мы не позволяем сказать себе, что и я так же делал и вполне могу так же поступить. Это очень серьезный шаг. Мы часто заставляем свою совесть молчать. Цель духовной жизни – сохранение мира. Молитва – это важно. Но молитву надо сохранить. Должен быть страж ума, страж сердца, который сохраняет молитву от рассеяния, рассеяния гневом, тщеславием, гордыней.

 …

Другие вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:

 

1. Кого Господь спасает? Как должен вести себя человек, какие поступки совершать?

2. Какие святые считаются преподобными?

3. Батюшка, читали ли Вы книгу Александра Литвиненко «ФСБ взрывает Россию» и Ваше мнение о ней?

4. Батюшка, у меня есть два православных календаря. В одном из них на среду и пятницу указано масло, в другом – рыба. Как быть?

5. Батюшка, насколько однозначно икона должна быть помещена только на восточной стороне?

6. Батюшка, уточните пожалуйста, пост — это полный день или начинается с 6 вечера накануне?

7. Батюшка Александр, давайте порадуемся. Серафим Соболев причислен к лику святых Архиерейским Собором. Еще хорошая новость. Об изменении календарных сроков речь идти не будет на Вселенском Соборе. И об автокефальной церкви Украины вопрос ставиться не будет.

8. Батюшка, я грешный человек и очень боюсь смерти. Мне, наверное, не спастись. Можно ли укрепиться в вере, чтобы не бояться так смерти?

9. Отец Александр, как православные люди, должны ли мы поддержать Единоверческую общину в их борьбе за возвращение здания музея Арктики и Антарктики? Как Вам видится разрешение этого вопроса?

10. Скажите пожалуйста, читая псалтирь, правильно ли преломлять через себя мысли, чувства, просьбы?

11. Бог Троицы творит мир из ничего. Принимал ли участие Дух Святой в создании неживой природы – камней, металла и т.п.

12. Я интересовался вопросами квантовой физики. Ученые говорят, что на самом деле до сих пор нет какой-то адекватной физической интерпретации того, что открыла квантовая физика. Есть уравнения математические, с помощью которых мы можем получать энергию. Но никто не понимает, как это именно получается и почему происходит. В конце ХХ века была предложена теория, в которой говорится, что все эти частицы – это что-то живое. С такой точки зрения хотя бы теория не будет противоречивой. Мы же не знаем, что такое вещество. Говорить о том, что материя неживая, это все относительно. Это наш повседневный опыт говорит нам, что она неживая. А что там на самом деле, мы не знаем.

13. Батюшка, Вы очень хорошо сказали, что у человека должен быть страж ума. А как его воспитать?

14. У меня странный вопрос или сообщение. Недавно мне позвонили какие-то люди, представившиеся специалистами Института геронтологии, и предложили мне провести обследование и лечение. Пытались получить с меня большие деньги за лечение – 200 — 300 тысяч. Естественно, я им отказала. Но обнаружила, что они звонят другим людям и пытаются их обмануть. Какая-то банда безобразников. К кому мне обратиться, чтобы помочь, предупредить других людей?

15. Недавно Смольный собор передали Православной Церкви. Хорошая новость. Что мешает нашему президенту издать указ о передаче Церкви храма св. Исаакия Далматского?

 

Текст: Ольга Качаева

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru