6+

«Созидательно молчать»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Димитрий Симонов

Прямой эфир 23 января 2022 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

 

— скончался пребывавший на покое митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров)

— Синодальная богослужебная комиссия: молитва от компьютерной страсти

— язык молитв

— структура и длительность богослужения

— где гаджетам не место

— праздность

— как отличить новость фейковую от нефейковой?

 

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

Если вас интересует эта тема, я бы для начала отправил к изучению решений и вообще размышлений на тему литургии, которые уже были в Церкви, в Русской Православной, в частности, на Поместном Соборе восемнадцатого года. Те из вас, кто не готов много сил потратить на то, чтобы смотреть какие-то заседания Собора, читать выступления, можно посмотреть книгу протоиерея Николая Балашова «На пути к литургическому возрождению», там в общем такой компендиум дискуссии как раз Собора 17-18 года, в том числе и по разным богослужебным чинам. И особенно интересный, конечно, момент, это дискуссия вокруг литургии, там обсуждалось, что можно сократить. Были дискуссии. Отец Николай, в общем, на эту тему написал очень хорошую книгу. Она выходила, наверное, в 2000-е годы еще, можно найти ее в интернете и почитать, это действительно очень важно.

Но вот такие резкие, смелые, излишне смелые заявления по поводу того, что можно половину убрать из литургии, потому что как минимум мы столкнемся с тем, что найдутся люди, которые захотят убрать разные половины. И это уже плохо.

Безусловно, в традиции литургической много-много… она как слоёный пирог, там какие-то древнехристианские… скелет, безусловно, да, он с самых апостольских времен остался, самое главное, но потом всё это обросло какими-то… в разные эпохи появляются определённые гимны, появляются какие-то там антифоны, с этими византийскими крестными ходами связанные в Константинополе перед литургией… Даже вспомнить вот то, что в своё время было как нововведение и далеко не однозначно легко принималось церковным народом, «Херувимская песнь», да, сейчас без неё просто немыслимо себе представить божественную литургию. А когда-то нужно было просто там заполнить паузу, пока диаконы готовили и переносили Дары.

То есть здесь немало таких серьёзных вопросов, и поэтому я бы всё-таки… я согласен с тем, что эти вопросы нужно обсуждать, на них, о них нужно размышлять, и литургия это очень важная часть молитвы церкви, жизни церкви, поэтому мы должны быть очень бережны, и, в общем, немало было вот за эти годы уже важных вопросов решено позитивно, да, и исправления в служебник вносились, например, изменения диалога священника и диакона перед евхаристическим каноном в священнической литургии, там есть какие-то важные шаги, которые принимались, они, может быть, не такие быстрые, как многим из нас хотелось бы…

Мне кажется, что самый лучший способ как-то обозначить для себя какие-то основные моменты, чтобы продолжать эту дискуссию, можно как раз вот обратиться к вышеупомянутой книге, или, кстати говоря, кому хочется радикально двинуться вперёд –  был такой в нашей церкви священник, отец Сергий Желудков.  Вот он высказывал много смелых мыслей, но как-то продуманных, и по поводу литургии, и вечернее богослужение… такая книжка у него, она так и называется – «Литургические заметки», вот можно ее тоже посмотреть, полистать, кому эта тема актуальна.

 

Александр Крупинин:

Наш слушатель Николай Фомичев написал: «​Мне последнее время кажется, что в молитвослове слова: «Посем постой мало молча…», – в утреннем правиле, самое важное». Может быть, и правильно? Не знаю, самое важное, не самое важное, но важное.

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

Я бы сказал так: это не самое важное. Самые важные слова в молитвослове я бы отнес к молитве «Отче наш». Но я бы сказал, что это одно из важнейших, вне всякого сомнения. Да, потому что вот тишины не хватает. И я хочу сказать ещё это кстати по поводу богослужения, иногда… я это говорю не только по своим ощущениям, но по ощущениям священников, которые авторитетные, которые, в общем, и мне давали и продолжают давать подчас пример, пастыри, уже значительно старше меня, они очень часто говорят о том, что вот этой тишины в богослужении тоже бывает не хватает. У нас в богослужении прямо вот ну одно за другим, одно за другим, и какой-то вот такой именно не просто перерывчик, а именно тишины созидательной…

 

Александр Крупинин:

У нас такой традиции нет, это в католичестве есть.

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

Я не могу здесь прямо смело рассуждать, потому что всё-таки традиция вот этой тишины перед, после молитвы, она присуща монашеской практике, частной молитвы. Созидательная тишина. А у нас сейчас в принципе в жизни очень мало тишины.

Митрополит Антоний Сурожский очень здорово на эту тему писал, что мы не то что уже начали, перестали уметь, разучились быть наедине с Богом, в тишине, мы уже и сами с собой, говорит владыка Антоний, боимся остаться наедине, просто со своими мыслями подчас. Поэтому, да, постоянно работающий телевизор.

 

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru