6+

«Север как текст русской культуры»

Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 93

Программа Екатерины Степановой.

Эфир 22 ноября 2018 г., 16.25

 

16 ноября 2018 г. в музее Анны Ахматовой в рамках Международного Петербургского культурного форума состоялся круглый стол на тему «Север как текст русской культуры». Он объединил историков-музейщиков, филологов, географов, культурологов – ведущих специалистов в своих областях для обсуждения заявленной темы. Понятие «север» для русского исторического и современного сознания является системой образов и понятий, стилем жизни и способом реализации.

 

Прозвучали выступления Якова Аркадьевича Гордина, главного редактора журнала «Звезда», «Север как культурно-психологический вызов», Елены Коваленко, ведущего библиотекаря «Централизованной библиотечной системы» Норильска «Девять кругов Гемилева. Норильск с точки зрения теории пассионарности», д.и.н. Юлии Кантор «Север как пространство коммуникации» и др. В рамках нашего обозрения нет возможности представить все выступления. Но мы решили предложить вашему вниманию самый первый доклад, который задал тон всему круглому столу. Это выступление даже нельзя назвать докладом в буквальном смысле. Это, скорее, очень поэтичное эссе на тему «Бремя белого человека» — ироничное, провокативное, но заставляющее задуматься надо многими сторонами не только северной истории, но и истории страны в целом. Его подготовил старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника Михаил Витальевич Ефимов.

 

«… Освоение Севера – это сюжет по-исследовательски благодарный, а с некой культурно-этической точки зрения, по меньшей мере, двусмысленный. Русское освоение Севера – это колонизация, а не что либо иное, звучащее более благородно. И, соответственно, это колонизация со всеми своими атрибутами и механизмами. Применительно к Северу идеология освоения демонстрирует свое долгожительство и из имперского периода переходит в советский. Терминологически и технологически идеология освоения, конечно, модернизируется, но суть от этого не меняется. Эту идеологию с небольшой степенью редукции можно описать просто – неистощимый источник всего: территории, земли, воды, полезных ископаемых, рыбы, меха. И конечно, на Севере неограниченное количество тех мест, куда «Макар не гонял телят», но всегда есть возможность устроить Лагпункт. Хоть в каком веке. Потому Север в русском сознании по определению двойственен – он и страна чудес, по крайней мере, ресурсных, и при этом место, куда по доброй воле не едут.

 

<…>

 

Хочется верить, что хоть кто-то из пришлых был и по своей воле. Тут начинаются сказания про храбрых поморов и прочее. Начинается романтика дальних странствий – куперовские пионеры, горные инженеры, отважные геодезисты, камикадзе метеостанций. Добрая воля к Северу, однако, неизбежно связана с мотивом «бегства от». Бегут из столиц, от казенной службы, от рутины – хоть семейной, хоть государственной, от преследований – хоть подлинных, хоть мнимых, бегут, наконец, от творческого простоя, за вдохновением. Бежать и от власти, которая всегда оказывается советской, и за вдохновением разом – это известный сценарий.

 

<…>

 

Встреча двух миров – заполярной архаики и привозной цивилизации – обернулась подлинной биокультурной катастрофой для носителей этой самой архаики. У этого сюжета есть свой канонический текст – «На краю света» Н.С.Лескова. Есть вещи и по сей день запретные для русско-имперского культурного сознания. Длительное растление, разложение традиционного уклада малых народов Севера в первой десятке. Любой, кто хоть что-то знает и помнит о коренных народах в советское время, не может не испытать стыда за «большого русского брата». У Лескова это суммировано беспощадно…»

 

Полностью слушайте в аудио.

 

 

Выступление Михаила Ефимова вызывает ассоциацию скорее с каким-нибудь поэтическим раздумьем, чем с докладом. Раздумьем с заострениями, гиперболизацией, горькой самоиронией. И за примерами ходить далеко не надо. Достаточно перечитать Киплинга и «Бремя белого человека»:

 

Неси это гордое Бремя –

            Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

            Народам на край земли…

 

или

 

При жизни тебе не видеть

            Порты, шоссе, мосты –

Так строй их, оставляя,

            Могилы таких как ты!

 

Конечно, английский поэт писал о совсем другой колонизации. Однако что-то общее есть во всех видах колонизации. Или освоения.

 

Выступление Михаила Витальевича Ефимова вызвало бурную дискуссию на круглом столе. Потому что затронутые проблемы и в самом деле не рассматривались глубинно еще никогда. Во всяком случае, с культурологической и исторической точек зрения. Обычно больше интересуются технической, геологической и др. сторонами этого вопроса. Однако, несмотря на дискуссию, последующие доклады так или иначе иллюстрировали вопросы, поставленные с особенной остротой в первом выступлении – это и «Будущее Севера в советской фантастике», и «Философия Севера в практике Комитета Севера в 20-30-ее гг.» и многие другие, о которых, к сожалению, время нашей передачи не позволяет рассказать. Но мы уверены, что такие круглые столы, посвященные северной теме, собирающие научное сообщество, с легкой руки компании «НорНикель» и ее проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» будут проводиться и дальше.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru