6+

«Сама стихия петербургского бала»

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

А.Хачатурян. Музыка к драме Лермонтова «Маскарад»

АУДИО + ТЕКСТ

 

Сегодня мы послушаем музыку Арама Хачатуряна, который не только подарил так много своей родной армянской музыкальной культуре, но и внес значительный вклад в мировую музыкальную сокровищницу.

 

В 1941 году к столетию со дня смерти Лермонтова Московский театр имени Вахтангова поставил его драму «Маскарад». В драме, написанной в 1835 году, сразу после окончания юнкерского училища, Лермонтов создал трагический образ Арбенина, а также яркую картину светской жизни Петербурга. В знаменитой лермонтовской драме особую роль играла сама стихия петербургского бала, ставшего для поэта символом бессмысленной жизненной круговерти, в которой человек так легко может совершить роковую ошибку. Вспомним слова главного героя:

 

…Жизнь — как бал:
Кружишься — весело: кругом все светло, ясно…
Вернулся лишь домой, наряд измятый снял —
И все забыл, и только что устал.

 

Музыка к лермонтовской драме была заказана Араму Хачатуряну, который к тому времени успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», – говорил Хачатурян.

 

Музыка в драме создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь – очень быстро спектакль сошел со сцены. А музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, в которую вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.

 

Мы послушаем Мазурку – без этого блистательного танца, конечно, не мог обойтись ни один петербургский бал, в том числе и в лермонтовской драме. В этой музыке прихотливо сочетаются «опрометчивый мотив мазурки» (если использовать остроумную характеристику Гоголя) и яркий колорит и темперамент восточной музыки – благодаря чему мы и узнаем с первых же тактов неповторимый музыкальный язык Арама Ильича Хачатуряна.

 

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собою драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год. К работе над музыкой к этой драме я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке «Маскарада», которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда этот спектакль был восстановлен, и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса. По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый «Вальс-фантазию» Глинки. Но ведь именно вальс, как мне представляется, был «задан» самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

 

Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…

 

Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду», – продолжает свои воспоминания Арам Хачатурян. – Я бесконечно повторял лермонтовские слова – и не мог найти темы, которая была бы, по моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами – достойной. Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно услышал тему, ставшую второй темой моего будущего вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…»

 

 

Знаменитый лермонтовский вальс Хачатуряна стал не только главным музыкальным образом спектакля «Маскарад», не только своеобразным символом отечественной музыки для театра, но и по праву вошел в «золотую коллекцию» любимых всеми вальсов, вдохновленных образами русской литературы.

 

В «Маленьком концерте» музыка к драме Лермонтова «Маскарад» звучит в исполнении симфонического оркестра «Philharmonia Orchestra» под управлением Арама Хачатуряна. Запись была сделана в Лондоне в 1954 году.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru