fbpx
6+

«Русский Север». Итоги

Программа Даниила Варламова

«Обратная связь»

Гости: руководитель проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» д.и.н. Юлия Кантор и редактор радио «Град Петров» Екатерина Степанова

Тема: завершение цикла программ «Русский Север»

Прямой эфир 12 февраля 2020 г.

АУДИО

ВИДЕО

 

В конце 2019 года завершился цикл передач «Русский Север», в котором рассказывалось о многочисленных выставках в различных российских городах в рамках проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Программы выходили в эфир радио «Град Петров» на протяжении трех лет. Куратор проекта д.и.н. Юлия Кантор и редактор радио «Град Петров», автор программы «Русский Север» Екатерина Степанова в прямом эфире подвели итоги плодотворного сотрудничества.

 

Юлия Кантор:

 

«Когда мы начинали проект и думали, кто же станет его информационным партнером, мне было понятно, что одним из ключевых партнеров – по стилю, по форме, по содержанию, по типу ведения программ – должно стать радио «Град Петров». С просьбой о таком партнерстве перед началом проекта я обратилась к главному редактору протоиерею Александру Степанову и нашла в нем понимание. Оказалось, что история Севера, история культуры Севера и все, что связано с 1000-летней историей Севера (кстати, число 1000 – не метафора, новгородцы начали свой путь на Север ровно 1000 лет назад, в XI веке), созвучно определенным жанрам и интересам радио «Град Петров».

 

 

Это было хорошее партнерство, потому что был найден абсолютно точный, верный жанр повествования о проекте. Если бы этого не произошло, партнерство компании «Норильский никель» с радио «Град Петров» и закончилось бы на первом году. То, что проект прошел вместе с радио «Град Петров» все три года, говорит об успешном взаимодействии.

 

Концепция проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» заключалась в том, чтобы рассказать музейными средствами об истории освоения Русского Севера и Севера в целом. Ведь Русский Север – это пространство до Вологды, а мы включили, естественно, и Урал, и Сибирь. Если мы посмотрим на карту, то Север, применительно к нашей стране – это куда более широкое пространство, чем просто кусок Северо-Запада, ограниченный Мурманском и Вологдой. Идея состояла в том, чтобы показать историю Севера не линейно, не по годам, а показать ее многомерно. Каждый музей предлагал свою историю. Но история продвижения на север началась в Новгороде, поэтому он был первым — выставка «Путь на Север: истоки». В Петербурге это были, например, «Образы Севера», в Москве – карты земель русского Севера, Пермь показывала историю освоения Севера как историю русского бизнеса, промышленности и промышленников. Мурманск рассказывал о жестком северном характере и о мореплавании, выставка называлась «Строго на Север». Архангельск показал достаточно милитаризованную выставку об обороне, о морских и сухопутных границах. Норильск рассказал о Севере в семиотическом понимании, Север – как непрочитанная или частично прочитанная книга. Омск рассказывал о Севере в историко-политическом аспекте. Там фигурировал и Колчак, и история XX века, и, разумеется, Вторая мировая война. Выборг рассказывал о мультикультурности Севера – начиная от Калевалы и заканчивая другими историко-культурными и литературными памятниками. Концепция была в том, чтобы показать, какой Север разный. И за три года разными голосами, полифонией это было рассказано».

 

 

Екатерина Степанова:

 

«От участия в проекте у меня осталось впечатление на всю жизнь. Теперь я многие свои программы в цикле «Радиоэкскурсии» начинаю словами: «Благодаря Богу и компании «Норникель» мы сегодня побываем в таком-то городе». И это вполне обоснованная фраза. Компания «Норникель», которая создала этот проект – не просто профинансировала, а именно создала – посылала меня, как представителя радио, в командировки. «Норникель» их финансировал, благодаря чему я побывала в таких местах, в которых, наверное, никогда бы не побывала. До середины страны я точно доехала, последняя командировка была в Норильск. Но моя работа заключалась в том, чтобы, как выразился руководитель одного из музеев, «протоколировать» проект. Сейчас стало понятно, что, кажется, мне это удалось – по крайней мере, зафиксировать и в звуке, и фотографически все 9 выставок проекта. Я благодарна Богу и судьбе, что это произошло.

 

Проект действительно всколыхнул и поднял наверх такие пласты и грани изучения Севера, до которых, может быть, никто и никогда не добрался бы. Музеи в один голос говорили о том, что у них появилось направление в исследовательской работе – связь с Севером в контексте именно их коллекции. И это важно, потому что раньше это никто не соединял. Кроме того, проект предоставил возможность демонстрировать редкие экспонаты таким научным институтам, у которых нет возможности что-то демонстрировать в принципе. К таким заведениям относятся, например, архивы».

 

ВИДЕО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru