6+

«Россия – страна белых медведей»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 53

Эфир 31 января 2018 г., 10:45

 

Итак, мы продолжаем знакомиться с выставкой «Образы Севера» после небольшого перерыва, который мы делали для того, чтобы представить вам каталог выставки, одновременно составившим третий том музейной энциклопедии севера.

 

Теперь же ученый секретарь Музея истории Санкт-Петербурга продолжает свой рассказ:

 

«Я расскажу немного о выставке. Она очень разнообразна и показывает разные способы представления России. Как мы ее представляли и изображали, как мы ее изучали, осваивали – Русский Север, Арктику. И, конечно, целый зал, посвященный представлениям о Северной империи – как иностранцы представляли себе Петербург, как представляли себе Российскую империю. Но об этом мы уже много говорили.

 

 

А вот следующая тема, которая представлена в рамках этой выставки, это такой миф «Россия – страна медведей». В нашем случае это «Россия – страна белых медведей», потому что как ни странно в Петербурге очень много связано именно с белыми медведями. Ведь даже и сейчас если отправиться покупать какие-то подарки в магазин – у нас есть прекрасное производство в Петербурге, Императорский Фарфоровый завод, оно работает, чудесный фарфор – там всегда есть белый медведь. Вот этот самый белый медведь, бесконечный мишка на севере, он как раз появляется в конце XIX века. Связано это было, видимо, с тем, что появляется новый вид рекламы, графики. Это рекламный плакат с изображением. И для того, чтобы что-то продать покупателю, предприниматели начали изображать какие-то узнаваемые виды, узнаваемые фигуры, которые ассоциировались именно с Россией. Поэтому на всяких разных кондитерских упаковках появлялись те самые мишки на льдинах – мишки на севере. Мы показываем и конфетные обертки «Мишки на севере». Мы показываем совершенно чудесный флакон, который был сделан еще до революции на фабрике Брокара, а потом он производился и в Санкт-Петербурге, и все покупали одеколон «Северный». А вот этот самый медведь на льдине брокаровского одеколона, эскиз, был нарисован не кем-нибудь, а самим Казимиром Малевичем. Легенда гласит, что он взялся за этот заказ, потому что ему надо было купить зимнее пальто. Это прелестно! Это такая полуфантастическая история, но очень милая.

 

На нашей выставке представлена коллекция белых медведей, созданных на Императорском Фарфоровом заводе. Они все разные. Есть медведи, которые еще такие, советские медведи, когда завод еще назывался Ленинградским Фарфоровым заводом. Это медведи, созданные скульптором Борисом Воробьевым, скульптором-фарфористом. И опять-таки легенда, которую рассказал сам Борис Воробьев в одной из своих книжек, о том, что он, для того, чтобы нарисовать какое-нибудь животное, ходил в Ленинградский зоопарк и делал там зарисовки. Так что вполне возможно, что эти медведи – «идущий» и «сидящий» — они созданы на основе его зарисовок, сделанных в Ленинградском зоопарке.

 

В Ленинградском зоопарке живет белый медведь. Уже 150 лет. Сначала он там время от времени появлялся в довоенный период, а с послевоенного периода он там благополучно размножается. Это символ Ленинградского зоопарка, так что такой плакат мы тоже показываем. И тогда уж небольшое лирическое отступление про наш Ленинградский зоопарк.

 

Наш Ленинградский зоопарк самый северный в мире. Каждый зоопарк это ведь не просто место, куда люди приходят и развлекаются, глядя на животных. А это очень важная организация, которая отвечает за сохранение видов на планете. И вот наш Ленинградский зоопарк, насколько я понимаю, он отвечает за белых медведей, потому что, ну, наверно, им здесь хорошо, подходит климат. Кто много путешествует, наверно бывали в Пражском зоопарке, Берлинском зоопарке, может быть кто-то даже доехал до Австралии и был там в зоопарке. Так вот все белые медведи, которых вы видите в европейских зоопарках или там где-нибудь в Соединенных Штатах или Австралии, это все наши белые медведи, это белый медвежонок, который родился здесь, в Ленинградском зоопарке, а потом он уехал куда-то далеко. Потому что нам не надо такого количества медведей, а в других зоопарках они в неволе не размножаются. Поэтому мы их экспортируем. Надо сказать, что сотрудники делают все, что могут, потому что действительно, показатель, что зоопарк хороший, это когда там рождаются какие-то новые животные. А в нашем зоопарке много кто рождается.

 

Кроме конфет «Мишка на севере», были и папиросы «Север», был и одеколон «Северный», и фабрика «Северное сияние», которая как раз производила тот одеколон, который еще когда-то до революции был придуман в Москве, а потом, поскольку единая страна и единый заказ, то производили в Петербурге. Кстати и «Мишка на севере» — тоже очень интересная история связана с этой конфеткой. Дело в том, что поскольку было плановое хозяйство в Советском-то Союзе, «Мишку на севере» производили фабрики по всему Советскому Союзу. «Мишку на севере» выпускали в Ташкенте, в Баку, в Ереване, в Москве, в Ленинграде. Где только он не выходил. Чуть-чуть отличалось оформление конфетных упаковок. А начинался весь этот интерес к медведям в конце XIX столетия – начале XX, когда выпускали очень много разных изделий, и для того, чтобы привлечь покупателя, чтобы он купил именно у тебя чего-нибудь, чего только не придумывали. Например, кондитерская фабрика Абрикосова. Они придумали такой специальный зоологический шоколад, т.е. можно было купить шоколадку, развернуть обертку, и про того же самого белого медведя вы бы узнали, где он живет, чем он питается, ну и самое главное, как он выглядит.

 

Кондитерская «Север». Такой знаменитый петербургский бренд. Кондитерскую «Север» хорошо знают, и мы ее узнаем по известному логотипу, который существует уже очень много десятков лет. У этой кондитерской достаточно давняя история. Ее открыли на Невском проспекте еще до революции. Она совершенно не называлась кондитерской «Север». Это было кафе «Централь». И владелец кафе специально ездил заграницу, чтобы купить особую технику, для того, чтобы производить самые-самые вкусные пирожные. И у него это получалось. Потом кафе национализировали, и оно так и оставалось на Невском, 44. И уже перед войной это стало кафе «Норд». Появилось новое название на английский манер, на иностранный манер. Наверно потому, что Невский проспект это такая витрина Ленинграда, Петербурга, естественно много иностранцев. Хотя тогда он и назывался проспект 25-го Октября. А уже после войны у него появилось новое имя, просто перевели название иностранное на русский язык, и это стало кафе «Север» с тем самым, известным, узнаваемым логотипом».

 

На выставке действительно представлено много интересных вещей, которые еще совсем недавно казались вещами самыми обыденными. Ну что там фантики, рекламные плакаты? Однако мир и стиль жизни так быстро меняются, что эти знакомые изображения, наверняка хорошо сохранившиеся в памяти у многих наших слушателей, и даже не очень преклонного возраста, сегодня выглядят настоящими раритетами.

 

Нам как-то тоже не очень представлялось, что рекламные плакаты, обертки могут быть как-то особенно интересны, пока мы не увидели их на выставке. И вот когда они собраны вместе, то действительно думаешь, а ведь это образ, ведь в самом деле так много названий «север», «северный» или изображений с белым медведем. В повседневной жизни мы не обращаем на это внимания.

 

Напомним, что выставка «Образы севера» как бы закрывает первый год и одновременно открывает второй год проекта российской компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха».

 

Мы продолжим беседу с Ириной Карпенко, куратором выставки, в следующем выпуске обозрения «Русский Север».

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru