«Почти все церкви и даже деревни, откуда собиралась коллекция пермской деревянной скульптуры, исчезли с лица земли»

1

Программа Екатерины Степановой

«Радиоэкскурсии»

Воскресенье, 14:30. Вторник, 9:30.

Тема: город Пермь. Пермская деревянная скульптура


Часть 1. 


Часть 2. 

 

Рассказывает хранитель коллекции Пермской православной деревянной скульптуры в Пермской Государственной художественной галерее Евгения Шабурова.

 

Пермская православная деревянная скульптура – уникальное религиозное и художественное явление, появившееся почти через сто лет после крещения коми-пермяков, в XVI веке. Именно в деревянной пластике жители самых восточных окраин Новгородских земель выражали свои удивительно искренние религиозные переживания. Практически каждая деревня имела скульптуру полюбившегося святого, ангела или Христа Спасителя. Самым распространенным сюжетом стал «Христос в темнице», а также образ святителя Николая Чудотворца и особенно его изображение, которое принято называть «Николай Можайский».

 

На протяжении двух веков коми-пермяки совершенствовали и развивали свое искусство, конец которому положила антирелигиозная пропаганда «пролетарской революции». В начале 20-х годов XX века искусствовед и историк Николай Николаевич Серебренников, директор и хранитель Пермской художественной галереи, начал собирать деревянную скульптуру по деревням Пермского края, создав уникальную и известную на весь мир коллекцию.

Позднейшие экспедиции по тем же самым местам показали, что в течение XX века почти все деревни и церкви, откуда была привезена скульптура, исчезли с лица земли.

Поэтому благодаря трудам Н.Н. Серебренникова сегодня мы имеем возможность увидеть эти удивительные образы и подивиться, с каким удивительным чувством любви, веры, с каким подлинным религиозным чувством они были созданы.

Об этом очень ярко свидетельствует интересный факт из истории пермской деревянной скульптуры. У одного из деревенских резчиков Никона Кирьянова была настоящая мечта – он мечтал превратить свою деревню в Рай. И для осуществления своей мечты он создавал деревянных ангелов в стиле петровского воинства начала XVIII века – в париках, с портупеями и орудиями Страстей Христовых в руках – молотком, гвоздями, копьем… Для своей деревни Никон Кирьянов создал более пятисот изображений ангелов. Это было в самом начале XX века. К концу 1930-х годов деревня перестала существовать.

Благодаря стараниям искусствоведов ангелы сохранились в Пермской художественной галерее.

 

Уникальной особенностью пермской деревянной скульптуры являются лица, которые отображают местный коми-пермяцкий тип – с широкими скулами и слегка раскосыми глазами. В остальном эти объемные иконы за небольшим исключением вполне отвечают иконографическим канонам.

 

Одно из таких исключений, т.е. отступление от канона, можно видеть в композиции «Господь Саваоф» обычного деревенского резчика Дмитрия Домнина: Бог-Отец изображен не старцем с обширной бородой, а довольно молодым мужчиной со скипетром и державой – символами власти – и с норвежской бородкой, не очень распространенной в русских землях. Эта композиция была размещена в навершии иконостаса в одной из деревенских церквей. Однако на всех работах этого же мастера все фигуры изображены с греческим типом лица, а не с коми-пермяцким, как на изображениях других мастеров.

 

Любопытно, что в Германии можно найти изображение Христа XI века с непривычной норвежской бородкой. Таким Он изображен на бронзовой колонне, которая названа Его именем – колонна Христа (или колонна епископа Бернварда),  в городе Хильдесхайме. Конечно, вряд ли что-то связывало германского мастера XI века и русского мастера века XVIII, однако мы видим, насколько неожиданно близки друг другу такие далекие и разные части огромного христианского мира.

 

Надо сказать, что деревянная скульптура в целом была очень распространена по всему русскому северу. И как отметил в передаче доктор исторических наук профессор Борис Николаевич Ковалев, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, «глядя на эту скульптуру, начинаешь понимать, насколько глубоки были корни и связи в далеких XVIII и XVI веках и даже ранее. И то, что нас объединяет – это культура».

 

О пермской деревянной скульптуре рассказывает ее хранитель Евгения Шабурова. Встреча проходила в рамках очередного выездного заседания Президиума Союза музеев России в Перми осенью 2015 года.

 

Фото и аудио – Екатерина Степанова.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru