fbpx
6+

Песнопение в стиле «Тинтиннабули»

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

Арво Пярт. «На реках Вавилонских»

 

…В начале 70-х годов тогда уже известный эстонский композитор Арво Пярт на некоторое время отошел от сочинения музыки и погрузился в изучение григорианского хорала. Очевидно, знакомство с новым миром христианской музыкальной культуры прошлых веков заставило композитора переосмыслить не только свой подход к сочинению музыки, но и всю жизнь. В 1976 году Пярт создает первое произведение в новом, им самим созданном стиле, который он назвал «Тинтиннабули» – что на латыни означает «Колокольчики». Предельная простота –  до минимализма –  в выразительных средствах, внимательное вслушивание в длящиеся созвучия, словно нанизанные на выдержанные тоны, которые, действительно, звучат как маленькие небесные колокола – вот отличительные черты этого стиля.

Один из ранних примеров нового стиля – произведение для солистов, хора и органа на стихи псалма «На реках Вавилонских». Название отсылает нас к хорошо известному 136-му псалму: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя…»

Однако в самом произведении  Пярта этот текст не звучит. Голоса поют только гласные звуки молитвы «Кирие елейсон».  Таким образом создается предельно обобщенный образ молитвенной песни в изгнании. Пол Хиллиер, замечательный музыкант, руководитель Эстонского филармонического камерного хора, поклонник и пропагандист творчества Арво Пярта, так характеризует стиль композитора: «Пярт отталкивается от текстов в их литургическом предназначении. Это отражает те приоритеты, которые явно присутствовали в музыке средневековой Церкви. Что же касается музыкальных приемов, среди них есть несколько, которые приобрели роль символа, даже эмблемы в творчестве Пярта – например, специальный мелодический ход, которым часто заканчиваются музыкальные периоды Пярта,  –  так называемый каданс Ландини, итальянского композитора XIV века, визитная карточка ранней музыки». Пол Хиллиер отмечает в музыке Пярта и влияние средневековой полифонии, в особенности, музыки регента парижского собора Нотр-Дам Перотина Великого – знаменитого композитора рубежа XII-XIII веков, родоначальника европейской профессиональной музыкальной культуры.

В «Маленьком концерте» песнопение Арво Пярта «На реках Вавилонских» для солистов, хора и органа звучит в исполнении солистов и Эстонского филармонического камерного хора под управлением Пола Хиллиера. Партия органа – Кристофер Боуэрс-Бродбент.

См. также:

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ В ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО. Протоиерей Виталий Головатенко. АУДИО

ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО. НОВЫЙ ПЕРЕВОД. Протоиерей Виталий Головатенко. ВИДЕО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru