6+

«Паскал – календарь долган»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 147

Эфир 25 декабря 2020 г., 10.45

 

Выставка «Книга Севера», которой завершается большой проект компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», проходит в Норильской публичной библиотеке. Сама по себе она не очень приспособлена для больших выставочных проектов – библиотека все-таки – однако создатели экспозиции смогли удивить опытное музейное сообщество, организовав полноценное, обширное выставочное пространство, разместив все разделы выставки по всем законам музейного экспонирования.

 

Разделов этих три. Они очень отличаются друг от друга, потому что посвящены трем историческим сюжетам, но их объединяет одно – история жизни, бытования, деятельности человека на Таймыре, самой северной территории нашей страны, полностью расположенной за полярным кругом. Т.е. это уже Арктика.

 

Первый раздел, с которым мы сегодня познакомимся, это быт и культура коренных народов Севера и, в частности, Таймыра. Мы записали экскурсию, которую проводили для самых первых посетителей выставки ее кураторы. Рассказывает Юлия Кох, заведующая сектором Централизованной библиотечной системы Норильска.

 

«Мы поговорим о хозяевах тундры – о пяти коренных народах Таймыра. Это нганасаны, долганы, энцы, ненцы, эвенки. У нас представлены предметы быта и предметы, которые использовались для занятия оленеводством. Дело в том, что вопрос выживания стоял очень остро. И северный прагматизм с одной стороны обусловил внешний вид этих предметов, а с другой стороны стремление к декоративности, к уникальной северной эстетике. В этих витринах представлены самые разные предметы. Например, нганасанский игольник. Это приспособление, которое необходимо, чтобы сохранить иголку – очень ценный объект для тех, кто кочует по тундре. Ее легко сломать или потерять, а без нее не выжить. За лето женщина должна обеспечить свою семью теплой одеждой. Какую конструкцию придумали нганасаны. Они в кожаный шнурок втыкали иголочку и сверху опускали на него металлические цилиндрики, которые под воздействием силы тяжести надежно прикрывали иголку. Она всегда была с собой, висела на одежде.

 

Так же мы представили скребок, который использовали для мездрения, для удаления подкожного жирового слоя при выделке кожи. А дальше – орнаменты нганасан и долган и бугарка. Бугарка – это крюк, который использовали в упряжи передового оленя. Что интересно, вот эта бугарка очевидно женская, потому что долганская женщина должна быть звенящей. Все предметы быта и упряжи, которые принадлежат женщине, украшают звенящими подвесками. Поэтому если вы видите, что вам навстречу едет звенящая упряжка, то можете быть уверены, что каюр там женщина.

 

В одной из витрин можно увидеть луки седла. Это тоже интересный сюжет. Дело в том, что единственный из народов Таймыра, который ездит на оленях верхом, это эвенки. Летом по оленьей тундре они путешествуют верхом. И вот такие луки, которые прикреплялись сзади и спереди к седлу, помогают удобно путешествовать.

 

Дальше у нас витрина, которую мы между собой называем «аксессуары северян». Это то, что носят на одежде, носят с собой. Из интересных предметов я бы обратила ваше внимание на серебряный праздничный пояс. Это пояс якутской работы. Дело в том, что наши народы Севера очень высоко ценят такие пояса. Это признак высокого статуса в обществе, признак богатства семьи, если старшая женщина в семье на праздник может надеть такой серебряный якутский пояс. Они хранятся годами, а то и веками в семьях. И до сих пор на празднике нет-нет старшая женщина какой-нибудь семьи кочевой может надеть такой пояс по какому-то особому случаю.

 

Отдельная большая витрина посвящена одежде нганасан. Мужская парка – лу. Она цельнокраёная, надевается через голову, сзади капюшон. Прикрывает от мороза. И рядом у нас представлены бокари. Это особый вид обуви, сапоги особой конструкции. Нганасанские сапоги отличаются от всех остальных тем, что у них нет выемки в подъеме ноги, т.е. от носка до колена это абсолютно прямая линия. Такая конструкция нужна для того, чтобы не увязать в снегу зимой, а летом в болотистой почве. Считается, что именно такая конструкция позволяет легко перемещаться.

 

Можно еще обратить внимание на традиционные цвета. Одежда шилась из различных частей шкур оленя, которые снимались в разное время года и размещались на одежде очень прагматично. Если нужна была износостойкость, где-нибудь на манжетах, на локтях, бралась самая износостойкая часть. Если нужно тепло, то берется самый мех, пушистый, теплый. Если нужна декоративная функция, то это уже другая часть оленя, другой возраст. Все это сшивается лоскутным способом в традиционных цветах, где красный обозначает тепло, солнце, огонь, белый обозначает снег, свет и темный, который обозначает полярную ночь и конечность бытия. Немного философский цвет.

 

Женская парка шилась распашной. Почему? Потому что женщина может быть кормящей матерью. Чтобы кормить ребенка, ей удобно распахивать свою парку. Еще дополнительный предмет – это нижняя нательная одежда комбинэ, которая украшена спереди традиционным ожерельем. Дело в том, что такие ожерелья, а также орнаменты и вообще внешний вид одежды для нганасан именно был как паспорт. Потому что не было письменности и возможности как-то себя рекомендовать документами. Поэтому по одежде можно было понять, каков статус человека, если это женщина, то сколько у нее детей, и т.д.

 

В следующем разделе мы собрали искусство, вдохновленное Севером. Здесь у нас представлена картина Константина Войнова «Краски осенней тундры» и два панно Евгения и Юлии Поротовых, выполненные в смешанной технике из серии «Ровдуга». Дело в том, что ровдуга – выделанная шкура оленя – с одной стороны предмет очень утилитарный, необходимый просто для жизни, для каких-то бытовых нужд, но с другой стороны он сакральный, потому что столько всего зависит от плотного покрытия чума, например. Плюс разводы, которые увидели художники на этой выделанной коже. Все это натолкнуло их на разные ассоциации. Как мы порой видим очертания каких-то фигур в облупившейся штукатурке или в акварельных разводах, также они увидели очертания своих будущих работ. Одна работа называется «Три брата» — такое гнездышко, которое символизирует семейный уют, единение семьи. А другая работа называется «Хоровод» — благодарность солнцу, хоровод, посвященный солнцу и теплу.

 

Статуэтки в витрине нам переданы мастерами Таймырского Дома народного творчества. Они интересны и сами по себе, и по своему смыслу. Например, статуэтка «Два друга» — мастер увидел композицию прямо непосредственно в форме оленьих рогов, увидел две человеческие фигуры. Это почерк данного конкретного мастера. Он никогда не идет против формы материала, и всегда в форме оленьих рогов находит что-то новое, какой-то новый сюжет для своих скульптур.

 

Статуэтка «Праздничный танец» интересна тем, что про танцы ее автор знает не понаслышке, он и сам артист объединений танцевальных в Дудинке. Есть у нас статуэтка «Братцы-лодыри», которая дает нам поучительный сюжет о братцах, которые приготовились есть, но ничего полезного не сделали перед этим.

 

Автор статуэтки «Материнство» замечателен еще и тем, что он официально прошел обучение и является мастером по изготовлению хомуса. Мы его называем на Таймыре барган. На Алтае его называют варган. Это такой инструмент, который народы Сибири и Севера используют в своих обрядах и просто как музыкальный инструмент.

 

И статуэтка «Рыба-паскал». Это не какой-то вид рыбы северной, если вы могли так подумать. Паскал – это календарь долган. Происходит от слова «пасхалия». Дело в том, что долгане православные, и вот такими знаками, как на боку у этой рыбки, они обозначали основные православные праздники. Вообще сам паскал обычно другой формы. Вот это веретенце, которое изображено на боку у рыбы, вот это он и есть – паскал. На нем зарубки, которые обозначают месяцы и дни, и основные праздники помечены фигурными прорезями.

 

Далее у нас статуэтки и украшения студентов и педагогов Норильского колледжа искусств. В первую очередь они интересны тем, что авторы берут традиционные техники и материалы и привносят в них очень много современного: современные линии, современное видение. И мы получаем интересные работы на стыке нового и старого.

 

Я хочу вас поблагодарить, что вы были со мной всю эту экскурсию, узнали о традициях народов Таймыра. Сохранять их сейчас особенно важно. Именно сейчас они постепенно уходят в прошлое, и мы все относимся к ним с максимальным уважением и хотим сохранить в своей памяти все эти великолепные, интересные традиции.

 

А кто интересуется историей русских путешественников на Севере, иностранных путешественников на Севере, приглашаю вас в следующий зал».

 

Первый раздел выставки «Книга Севера», наверно, самый яркий, зрелищный – при входе мы сразу видим макет чума, жилища северных народов, внутрь которого даже можно войти и посмотреть, как себя там чувствовали его обитатели. Кстати, установкой чума – женское занятие у северных народов. Но невозможно его установить раз и навсегда, потому что требуется менять пастбища для оленей, а, соответственно, и кочевать с места на место. В теплое время года установка чума опытными женскими руками занимает 30-40 минут, в холодное – 1-1,5 часа. Несмотря на кажущуюся простоту, сооружение это достаточно сложное, но прочное, надежное, с продуманными деталями, приспособлениями именно для жизни в условиях сильных морозов, пронизывающих ветров и частных снежных буранов.

 

О том, как видели Крайний Север русские и иностранные путешественники, о чем рассказывает второй раздел выставки, мы узнаем в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

ФОТО

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru