6+

Палатка Потемкина, кошелек Суворова, шпага Екатерины II

«Время Эрмитажа»

Экскурсия по выставке ««Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического»

Эфир 22 февраля 2020

II часть

 

Люди XVIII века не забывали окружать себя вещами красивыми.

 

Конечно, XVIII век отличается грандиозностью во всем. Он весь какой-то излишествующий, весь какой-то чрезмерный. Чрезмерно роскошный, чрезмерно галантный, чрезмерно батальный, чрезмерно праздничный. Вот такая его особенность. Это касается не только нашей страны, так было во всей Европе и Азии. Пышные наряды и мундиры, богато украшенное оружие и даже устройство военного лагеря хоть и было скромнее, но даже в военно-полевых условиях люди XVIII века не забывали окружать себя вещами красивыми.

 

Свой рассказ продолжает куратор выставки – Наталья Юрьевна Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа:

 

«Что касается оружия, то в разных витринах по-разному показано. В этой витрине оружие, которое связано с какими-то этапами в биографии Потемкина. Оно ему не принадлежало, это, скорее, наше желание через материалы арсенала обозначить какие-то моменты в истории. Верхняя шпага – это шпага Екатерины II. И по преданию считается, что именно эта шпага была при Екатерине 28 июня 1762 года во время дворцового переворота. Этот экспонат обозначает дворцовый переворот и активное участие в нем Потемкина. Именно он привел свой Конный полк к присяге Екатерине. Есть такая легенда, что Екатерина заметила Потемкина во время этого дворцового переворота.

Вот это скромное ружье находилось на вооружении Черноморского Казачьего войска. Это то, что имеет отношение непосредственно к Потемкину. Потемкину было поручено уничтожение Запорожской Сечи. Запорожская Сечь была актуальна для Российской Империи пока были нестабильные южные границы. Но после присоединения к России южных территорий в результате первой русско-турецкой войны особая надобность в запорожцах отпала, с одной стороны. С другой стороны, Запорожская Сечь была очень неспокойным формированием, потому что они не были людьми оседлыми, не вели какого-то хозяйства. Малоконтролируемые, они жили, промышляя службой военной и отчасти разбоем, по принципу «кто больше платит». Они участвовали и на стороне Турции в войнах, и в Пугачевском бунте. Когда Потемкин стал заселять Новороссию колонистами, то колонисты очень страдали от набегов этой Запорожской Сечи. Также они были неподконтрольны императрице. Поэтому Запорожская Сечь была упразднена. И на ее основе (так как казачьи войска требовались для охраны южных границ) было сформировано Черноморское Казачье войско, которое возглавлял Потемкин.

Это красивое ружье – это ружье паши Янинского, который поддерживал Потемкина. Он очень рассчитывал на то, что если воплотится Греческий проект (одним из проводников и создателем которого был Потемкин), он получит независимое правление.

Еще две витрины с оружием – это оружие турецкое. Здесь показаны характерные для Турции образцы вооружения  времен первой и второй русско-турецких войн, а также трофеи, взятые Румянцевым и взятые при Измаиле.

 

Потемкин любил восточную роскошь, всегда ею окружал себя. И не только себя, он был проводником восточной моды при императорском дворе.

 

Самый яркий и впечатляющий экспонат, подлинная вещь, это палатка, которая принадлежала Потемкину. Она была в очень плохом состоянии сохранности, прошла серьезную реставрацию. Никогда раньше нигде не экспонировалась (ее показывали только один раз в 1935 году, но это была не экспозиция для широкой публики, это был Восточный конгресс). Эта палатка трофейная, и тем она отличается от палаток в коллекции Эрмитажа, представленных в Старой Деревне: красивые, роскошные палатки, которые являются дипломатическими дарами, поэтому они со всех сторон украшены, в хорошем состоянии. Этой палаткой пользовались. Это палатка среднего офицерского чина Османской армии, и поэтому она соответствует всем особенностях именно повседневной палатки. Снаружи она не имеет никаких украшений, просто пропитка, чтобы не промокать во время дождя. Она выгорела, а когда-то была бирюзового цвета. На ней есть заплатки. Взяли ее во время боя. Конструкция палатки очень простая: ставится круглый шатер-купол, и к нему при помощи деревянных пуговиц на петельках прикрепляется по окружности стена длиной пятнадцать метров с окошками (здесь пять окошек и одна дверь). Вся красота этой палатки внутри, поэтому для того, чтобы все это увидеть, одну часть стены загнули и сделали стеклянный коридор, который позволяет не просто посмотреть, но и войти внутрь. Мы видим эти замечательные окошки с занавесками. Если занавески закрыть, то они внутри обшиты голубым шелком, и создается впечатление, что перед нами голубое небо.

Потемкин жил в таких палатках во время нахождения в военной ставке. Как правило, в лагерях жили в палатках, только скромнее оформленных, но Потемкин любил восточную роскошь, всегда ею окружал себя. И не только себя, он был проводником восточной моды при императорском дворе. Екатерина писала, что он вводил в моду турецкие диваны, привозил ей различные турецкие подарки, начиная от тканей и халатов и каких-то маленьких турецких чашечек, и заканчивая предметами мебели. Здесь мы как раз отражаем тему взаимного влияния Европы и Востока. Показываем восточные ткани с европейскими влияниями и французскую ткань с влияниями восточной моды. Показываем предметы, которые не относятся к Екатерине и Потемкину – это повседневность дворянская. Это предметы, где есть влияние Востока: шахматы, у которых головы сделаны в восточных головных уборах, веер австрийский, где мы видим в медальонах изображение сражений 1788 года, медальерные табакерки, в которые впаяны медали первой русско-турецкой войны, флакон для духов с надписью «Мир с турками заключен 10 июля 1774 года», кошельки, купленные в Константинополе. Вот кошелек Суворова и бумажник Румянцева, там его портрет и надпись на французском языке «Победителю Великого визиря». А вот это уже турецкая коллекция Екатерины II, и одна из курильниц, которая здесь стоит, подарена ей Потемкиным. Это как раз та восточная азиатская роскошь, которая входила в моду при дворе Екатерины, благодаря Потемкину.

 

Вот кошелек Суворова и бумажник Румянцева.

 

Дальше очень много залов, выставка большая, и можно пропустить экспонаты, которые не сразу бросаются в глаза. Я бы обратила ваше внимание на книги. Одно из открытий нашей выставки это то, что мы показываем – книги из библиотеки Потемкина. Дело в том, что далеко не все знают, что библиотека Потемкина сохранилась, его собрание гравюр, его рукописи. Так исторически сложилось, что его библиотека в конце XVIII века была переведена в Казань и сейчас хранится в библиотеке Казанского университета. Мы показываем сорок четыре единицы (не говорю книги, потому что есть и рукописи и гравюры из его собрания). Это уникальное собрание. У нас в каждом разделе выставки есть какие-то интересные издания из его библиотеки. Вот сейчас мы говорим про Восток, и у нас целая витрина потемкинских книг и рукописей, которые показывают, как он внимательно изучал географию, историю, традиции. Здесь есть книги о Крыме и первый атлас Крыма, составленный по распоряжению Потемкина.

 

Не все знают, что библиотека Потемкина сохранилась.

 

У нас потрясающая нумизматика в этом зале. Понятно, что нумизматику часто проходят, она не очень понятна. Здесь есть, с одной стороны, медали, связанные с событиями, в которых участвовал Потемкин, с другой стороны, есть монеты Садогурского монетного двора. Эти монеты чеканились из перелитых турецких пушек. Есть монеты, которые имели обращение в Крыму до присоединения к Российской Империи и в первые годы присоединения к Российской Империи. И это те вещи, которые действительно можно пройти.

У нас замечательные предметы из серебра и фарфора, аллегорически связанные с победами в русско-турецких войнах. Они стоят рядом с большеформатными картинами, и понятно, что большеформатная картина привлекает внимание и отвлекает от этих витрин.

 

Влюбившись в Потемкина, Екатерина пишет ему «Чистосердечную исповедь», оправдываясь в том, что у нее были фавориты.

 

Соседний зал, посвященный взаимоотношениям Екатерины и Потемкина, – Концертный зал. В нем есть витрина с миниатюрами. Эти миниатюры мы размещали как иллюстрацию «Чистосердечной исповеди» Екатерины II. Влюбившись в Потемкина, Екатерина пишет ему «Чистосердечную исповедь», оправдываясь в том, что у нее были фавориты, и описывает, при каких обстоятельствах эти фавориты у нее появились. Мы собрали портреты этих фаворитов, чтобы проиллюстрировать эту ее «Исповедь».

 

Здесь хранится английское серебро, которое принадлежало Потемкину, и серебряный холодильник для вина, в котором Потемкин держал уху.

 

Что касается второй части выставки, то особенность ее в том, что именно в Эрмитаже хранятся коллекции Потемкина, не считая библиотеки. И когда мы показываем пусть даже немного, пусть выборочно, но картины из коллекции Потемкина вот так может показать только Эрмитаж. Здесь хранятся принадлежащие ему сервизы, подаренные Екатериной II, здесь хранится английское серебро, которое принадлежало Потемкину, и холодильник для вина, в котором Потемкин держал уху, – большая такая серебряная лохань.

Мы показываем живописную коллекцию Потемкина, включая картину Рембрандта. Это может сделать только Эрмитаж. Поэтому вторая часть выставки, с одной стороны, менее парадная, поскольку рассказывает про более камерную часть его жизни, а с другой стороны, она более «эрмитажная». Да хотя и первая часть тоже «эрмитажная», так как именно в Зимнем дворце проходили все пышные торжества в честь побед Потемкина. Можно сказать, что первая часть – про официальную историю, вторая – про камерную, личную».

 

Мы неслучайно начали сегодня передачу с любви XVIII века к красивым вещам. Нам не удастся рассказать обо всех экспонатах на выставке, но как же хороши, к примеру, фрагменты тканей, представленные на ней. И так же интересно проследить влияние и переработку «восточных вкусов» уже на европейский манер.

 

Как мы неоднократно говорили, за один раз вряд ли возможно охватить всю экспозицию, или необходимо потратить на это больше времени, чем на обычное посещение музея. Чтобы у посетителей такая возможность была, Государственный Эрмитаж ввел дополнительные часы работы выставки: по вторникам, четвергам и субботам. В эти дни ее можно посетить с 18.15 до 21.00 часа. Но входной билет необходимо приобретать не на Главном входе, а в кассе Малого Эрмитажа. Это со стороны Шуваловского проезда. Билеты продаются с 18.00 до 20.00 часов. Стоимость билета 300 рублей (без льгот). К выставке также подготовлены тематические экскурсии, а их расписание можно найти на сайте музея и на официальных страницах в социальных сетях. Одна экскурсия на неделе обязательно проводится в вечернее время. Экспозиция продлится до 29 марта 2020 года.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru