6+

«Но в какой-то момент что-то пошло не так»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Димитрий Дашевский

Прямой эфир: 13 февраля 2022 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

 

— 10 февраля – годовщина гибели Пушкина, 9 февраля – день смерти Достоевского, 6 февраля – день кончины архитектора Константина Тона

— храмы архитектора Тона

— старчество в описании Достоевского

— реплика слушателя: «Мы на пороге войны между православными странами, а вы о чем говорите?»

Протоиерей Димитрий Дашевский: «Если предполагать войну России и Украины, то это будет гражданская война, а не война между странами».

— реплика слушателя: «Присоединяюсь к предыдущему звонившему. Странно, что вы не поднимаете эту тему во первых строках. Папа Римский молится об Украине, а мы?».

Протоиерей Димитрий Дашевский: «Молится не только Римский папа. У нас молитва, которая была разослана в каждый храм, постоянно совершается».

Александр Крупинин: «Дипломатия – тихое дело».

— реплика слушателя: «Я заметила, что в храме молитву об Украине перестали возглашать, а заменили ее молитвой о поветрии…»

Протоиерей Димитрий Дашевский: «Вторая молитва не отменяет первую. Должно две читаться: первая – об Украине, вторая – о поветрии»

— В Екатеринбурге открылась выставка «Святотатство: к 100-летию начала кампании по изъятию церковных ценностей»

— изъятие церковных ценностей в 1922 году

— реплика слушателя: «Я очень солидарна с предыдущими звонившими, надо всем помолиться мысленно об Украине, мне же 82 года, мне не дойти туда, чтобы встать живым щитом, а ведь у меня там крестники живут».

— Однодневная выставка, посвященная императору Александру I и просветительской деятельности династии Романовых

Протоиерей Димитрий Дашевский: «Александр Первый пытался переговорами с Наполеоном предотвратить войну. Но дипломатией не всегда можно этого добиться. И если одна сторона настойчиво хочет войны, значит, второй придется защищаться».

— слушания в Общественной палате РФ проекта указа президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», документ содержит перечень традиционных ценностей, направленных на укрепление общества, а также список угроз безопасности России. В.Легойда предложил включить в список традиционных ценностей веру в Бога. А.Калягин выступил с критикой проекта «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

— нужна ли цензура?

— современные кинофильмы про Великую Отечественную войну

— современные театральные постановки

— реплика слушателя: «Я не считаю, что то, что происходит в связи с Украиной – это дело одних дипломатов. Это дело всех людей. Сейчас мы по лезвию бритвы ходим. Я на литургии молюсь об Украине. Но молитвы об Украине я не слышу на богослужении, идет только молитва о поветрии, а молитву об Украине куда-то убрали. Может, священникам и надо молчать и соблюдать нейтралитет. Но все остальные должны молиться утром и вечером. Надо помочь нашему правительству не сделать ошибки. Мы можем сделать это нашими молитвами».

Протоиерей Димитрий Дашевский: «Молитва за правителей – благое дело. Но надо понимать, что знать всех обстоятельств, которые знают они, мы не можем».

— реплика слушателя: «От многообразия законов ничего не изменится. Народ имеет закалку советской идеологии и воспринимает указанные ценности формально, а то и посмеиваясь».

— реплика слушателя: «Это неверно, что никто не молится об Украине и о президенте. В Любани мы молимся и о митрополите Онуфрии, и о нашем президенте, и о нашем митрополите. Нас целая группа, 28 человек».

— никогда нельзя сводить другого человека к его ошибке, потому что ошибка – это лишь эпизод, отрезок жизни, необходимо с любовью помогать каждому выйти за пределы его огрешностей, – сказал Папа Франциск в предисловии к книге «Переправимся на другую сторону», автор которой – итальянский священник, тюремный капеллан. Книга посвящена мафиози, который решил встать на путь исправления.

— реплика слушателя: «Я тоже хочу сказать, что очень важно молиться об Украине. Дай Бог нам мира, мирного неба. Мне кажется, еще нужно общее и личное покаяние».

— Притча о мытаре и фарисее. Мытарь Закхей. Покаяние и исправление грешника

— реплика слушателя: «Вы не упомянули Благовещенский собор на площади Труда. Собор уничтожили, площадь переименовали»

— реплика слушателя: «Те, кто звонили по поводу Украины, они многого не понимают. А Папа Римский, есть пророчество, скоро опозорится и отречется, и тогда все католики станут православными»

— реплика слушателя: «Отличный эфир, смотрю вас, спасибо»

— вышла книга Георга Зайде «Исторический путь русской православной эмиграции». Книгу предваряет предисловие протоиерея Николая Артемова, секретаря Берлинской и Германской епархии РПЗЦ. В книгу вошли материалы из фонда Архиерейского Синода РПЦЗ (ГАРФ) и официальных журналов Зарубежной Церкви – «Церковных ведомостей» и «Церковной жизни».

— отец Александр Шмеман

 

Александр Крупинин:

Что у нас ещё интересного на этой неделе… так, эту тему мы пропускаем… вот тут Папа Римский, которого сегодня упоминали, очень интересная тема, на самом деле: «Никогда нельзя сводить другого человека к его ошибке», потому что ошибка – это лишь эпизод, отрезок жизни; напротив, «необходимо с любовью помогать каждому выйти за пределы его огрешностей». Об этом пишет Папа Франциск в предисловии к книге «Переправимся на другую сторону», – 194-страничной книге-интервью итальянского священника, журналиста и тюремного капеллана Бенито Джорджетты с бывшим мафиози Луиджи Бонавентурой, ныне сотрудничающим с правосудием. Папа Франциск подчёркивает важность братского вразумления как «жеста любви к брату», но оно не означает превосходства над другим, а конкретную помощь в преодолении его трудностей»: нужно подставлять своё плечо, иначе слабый и уязвимый человек рухнет. Нельзя упрекать других людей в их грехах; нужно становиться для них ближними, помогать в преодолении ошибок, вместе стремясь к исцелению. Человек исцеляется, когда чувствует себя любимым: тогда в нём пробуждается «ностальгия по любви». Если же мы бросаем человека увязать в ошибках и не исправляем его, то становимся соучастниками его вины; равнодушие к его судьбе равносильно «неоказанию помощи в ДТП».

Короче говоря, идея в том, что вот как на человека ставится крест, да, что вот он там мафиози и всё. А этот мафиози – он взял и изменил свою жизнь, покаялся и сотрудничает с правосудием. «Человек исцеляется, когда чувствует себя любимым». То есть даже когда он совершает какие-то греховные поступки против нас – всё равно. Мы можем как-то осуждать его поступки, но должны всё равно любить этого человека. Мне кажется, вот это хочет сказать Папа Римский. Но и для православных людей это точно также важно.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Это общеевангельская истина. Как раз возможность исправления. Вот прошлая неделя у нас была посвящена как раз Закхею. Ну кто такой Закхей? Он, конечно, не мафиози. Но это человек, для которого деньги – это всё. Он был презираем своими согражданами. По двум причинам, во-первых, он обирал их, а во-вторых, он сотрудничал с римлянами, то есть был…

 

Александр Крупинин:

Коллаборантом.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Да, коллаборационистом. И поэтому он и был нечистый с точки зрения ритуальной чистоты, потому что с язычниками общался, и с точки зрения – нерукопожатный… ну предатель по всем статьям. Но какое-то время Закхея это устраивало. Он принял это как свою цену. Пусть меня не любят, зато я богат. Логично, очень простая схема. Но в какой-то момент что-то пошло не так. Что-то же его погнало на эту смоковницу? Ну, казалось бы, он добился всего, успешный человек. У него есть какое-то сообщество, потому что когда Христос посетил его дом, там были кто? Такие же, как он, и те, кто им прислуживал. А что услышал Христос? Ну, нашёл к кому зайти, да. Но в какой-то момент Закхей вот именно этот жест Христа – он понял, что Христос ничего от него не потребовал, он не попросил у него денег, он ничего не просит, а он, наоборот, жертвует своей репутацией. Представим, что фарисей зашел в дом Закхея – невозможно себе представить. А Христос заходит: Я буду у тебя ужинать сегодня… И тут в голове Закхея всё перевернулось, он оценил жест любви Христа. И произошло не просто покаяние… мы часто очень незначительные порывы, потуги нашей души называем покаянием… а это ничего подобного, это не покаяние – запланированное. Покаяние не может быть запланировано. Планировал ли Закхей свое покаяние, когда лез на смоковницу? Не думал он об этом, просто интересно было посмотреть, из любопытства и чтобы не затоптали. А тут вдруг незапланированное покаяние пришло, перевернулось всё внутри человека. То, что для него было особо ценным, не стало стоить ничего.

И вот если сегодня в притче о мытаре и фарисее говорится о том, что тот пошел более оправданным, то в случае с Закхеем Христос говорит: ныне наступило спасение этому дому, потому что и он сын Авраама. Вот, пожалуйста, на истинную любовь не мог ответить иначе, потому что почувствовал, что это не подделка. Очень часто мы живем в мире подделок. Псевдолюбовь, псевдопослушание… Почему нет любви? Да потому что вместо этого – попытка обмануть друг друга. И только в ответ на настоящую любовь, неподдельную, можно измениться и изменить свою жизнь.

 

Александр Крупинин:

У нас звонок есть, слушаем вас.

 

Слушатель:

Есть люди, которые творят добрые дела из-за страха, а другие – потому, что они без этого не могут, потому что они жалеют своего ближнего. Так же и молятся: некоторые из-за страха, а некоторые для того, чтобы поговорить с Богом. А вопрос у меня вот такой… не мог дозвониться в начале передачи… а хотела спросить, почему вы не упомянули Благовещенский собор, который был уничтожен, вот Благовещенский мост есть, а еще площадь Труда и набережная Лейтенанта Шмидта, не правда ли, смешно?

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Да, у нас была на Петроградке Матвеевская церковь, а сейчас улица Ленина там.

 

Александр Крупинин:

Благовещенская церковь была на площади Труда и хотели, вот когда мост переименовали из моста Лейтенанта Шмидта в Благовещенский мост, то хотели переименовать и эту площадь из площади Труда в Благовещенскую площадь, как было вроде бы логично, да? Но там «профсоюзы» выступили резко против, потому что там же этот вот дворец, который там стоит, теперь он называется дворец Труда, и там заседают профсоюзы. Какие сейчас профсоюзы, я, честно говоря, не представляю. Но какие-то есть, официальные профсоюзы, они там заседают, и поэтому площадь называется площадь Труда, потому что эти профсоюзы там.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Но при этом они почему-то не против были, чтобы бульвар Профсоюзов переименовали. Конногвардейской бульвар сейчас, а был он бульвар Профсоюзов, я вот приехал в восемьдесят пятом году, и я помню бульвар Профсоюзов и улицу Красной конницы, а сейчас она Кавалергардская. Улица Воинова, сейчас Шпалерная… У нас вообще логика непонятная: часть переименовали, а часть оставили… Почему?

 

Александр Крупинин:

Я тоже удивляюсь.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Ну ладно, Ленинский проспект… Зачем улица Ленина на Петроградке?

 

Александр Крупинин:

Широкая улица называлась… Вот почему с именами не самых плохих людей улицы переименовывали, например, улицу Гоголя переименовали в Малую Морскую, а улицу Марата, например, оставили… Почему? Я не понимаю.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Марат – это поучительный пример того, что: не рой яму другому…

 

Александр Крупинин:

Но это не та фигура, с именем которой должна быть в центре Петербурга улица.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Тем более, вряд ли он с Петербургом связан.

 

Александр Крупинин:

Есть у нас еще улицы с именами тоже таких странных людей, непонятно зачем они здесь…

Вышла книжка, мы её не читали, к сожалению, пока что…

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

Потому что она только вышла.

 

Александр Крупинин:

…Георга Зайде, «Исторический путь русской православной эмиграции», часть совместного проекта ученых из Германии и России, труды немецкоязычных авторов по истории русской православной эмиграции.

 

Протоиерей Димитрий Дашевский:

… То есть это взгляд оттуда, и, в общем, это интересно, потому что книг написано много, и в том числе о русской эмиграции, но вот эта книга обещает быть очень интересной. И здесь бы, конечно, очень интересно было бы услышать комментарий от отца Георгия Митрофанова, который, как известно, спец по истории Русской Церкви, особенно XX века. И участвовал в объединении нашем с Зарубежной Церковью. Поэтому о важности этой книги мог бы рассказать гораздо больше нас. Ну хорошо, что она вышла, и мы постараемся её не пропустить, прочитать. Это две ветви церкви, вот как бы они ни были разделены, даже уже культурно разделены были, но всё равно, особенно у тех людей, которые находились там, за границей, это была боль, что они находятся на чужбине, они молились, и старались как-то помочь этим людям, которые жили на родине, понимая, под каким прессом они живут. Я вспомнил отца Александра Шмемана, который, о чём бы не рассказывал, а это были его выступления на радио, он всегда заканчивал – о вреде коммунизма. Помните, да? Вот о чем бы он ни рассказывал, любая тема – о Пушкине, о Гоголе… Для него это было очень актуально. Это полемика с системой, которая была антихристианской, античеловеческой, с его точки зрения. Он пытался это донести до слушателей сюда, которые там, в 6 часов утра, может, это слушали сквозь глушилки…

 

Александр Крупинин:

Так никогда и не приехал сюда, хотя у него была возможность. Сказал: не хочу, пока коммунисты у власти…

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru