6+

«Неделя». Протоиерей Александр Рябков

Протоиерей Александр Рябков

 

Возвращение Благовещенской церкви Александро-Невской лавре: насколько это важно? День памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: рассеялась ли «хмара русской жизни»? События на Украине: теряем ли мы «историческую Русь»?

В программе «Неделя»
события прошедшей седмицы обсуждают
Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 13 апреля 2014 г., 16:30

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах отец Александр Рябков. Начнем с вопроса о Благовещенской церкви: там находится музей скульптуры, которому никак не могли найти место, теперь нашли, но оно оказалось полуразрушенным (это Уткина дача). Все-таки вернут Благовещенскую церковь Александро-Невской лавре. Отец Александр, каково значение этой церкви?

Протоиерей Александр Рябков: Всегда важно, когда храм остается храмом и восстанавливается справедливость. Люди, которые там погребены, и их потомки никак не предполагали, что их близкие будут похоронены в музее. Здесь – очень естественное желание восстановить функциональное значение этого места как церкви даже ради памяти усопших. Это справедливо во всех отношениях. Дом молитвы должен быть Домом молитвы. И никакие другие благие цели не могут заменить того значения, которое первоначально этому месту было предано.

АК: Да, а музею нужно найти достойное место.

АР: Церковь и верующие никогда не настаивали на том, чтобы какой-либо культурный объект вышел на улицу и какие-то значимые для общества функции, деяния были перечеркнуты, отменены. Церковь Двенадцати апостолов (в которой долгое время размещалась спортивная школа) была не менее значимым объектом, но никаких проявлений радикализма среди верующих – акций протеста, митингов не было. Церковь с терпением и смирением ожидала исполнения воли Божией. И в случае с Благовещенской церковью тоже было то же спокойствие, присущее Церкви.

Вопрос слушателя: У меня некоторое недоумение по поводу музея городской скульптуры. Мы знаем, что так называется некрополь, что будет с ним, его же нельзя перенести в другое место?

АР: Об этом нет и речи. Речь идет только о храме Благовещения, который находится на территории некрополя, на той части, где похоронен Чайковский. Нет, конечно, могилы переносить не будут. В самом здании церкви есть какие-то экспонаты, там был офис, это будут переносить.

АК: 7 апреля – день блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, совпал с праздником Благовещения. Теперь уже отмечается всегда день памяти святителя Тихона и Благовещение. В храме Двенадцати апостолов в Духовной академии была совершена служба владыкой Амвросием. И он привел слова святителя Тихона: «Я глубоко верю, что эта хмара русской жизни пройдет, исчезнет туманное облако, как в свое время оно прошло в лице Юлиана Отступника, и снова засияет Христос Бог наш, успокоит наши исстрадавшиеся души». Вопрос – пришло это время, уже эта «хмара русской жизни» прошла (которая началась во время Патриарха Тихона), или еще ждать нам?

АР: Я скажу по этому поводу осторожно, потому что каждый человек должен иметь суждение в зависимости от своих объективных качеств. Мне 38 лет, мой жизненный опыт не так велик, я, как священник, не служил в советские времена, но я постоянно общаюсь со священниками, которые в эти времена служили. И буквально через слово их мнение, их оценка того времени – это под каким вниманием и давлением государства, под каким косым взглядом общества они находились. Они постоянно сравнивают то свое положение с тем, что сегодня они ощущают, и то время – с тем, в котором им сегодня приходится служить. И сегодняшнее время разительно отличается от того времени.

АК: Да, в советские времена было давление на Церковь, государство было атеистическим, сейчас в этом плане священникам легче служить. Общество в советские времена жило не по Христу, прошло уже 25 лет – и сама наша страна, само наше общество изменилось ли капитально за это время или люди остались те же?

АР: Здесь простую оценку дать сложно, почти невозможно. С одной стороны, в советский период были огромные родимые пятна лицемерия, формализма и советского фарисейства. Но прародители советской системы – народовольцы имели огромный запал и аскезы, и самопожертвования. За 70 лет на этих примерах постоянно воспитывались целые поколения, и отдельные люди эту большевистскую проповедь советской аскезы и самопожертвования воспринимали абсолютно серьезно и давали примеры, очень похожие на христианские.
С другой стороны – тогда церкви были наполнены «белыми платочками», и наши пожилые священники часто говорят, что спасли нашу Церковь «белые платочки». Сегодня Церковь наполнена людьми в том числе и молодыми: я служил сегодня литургию – храм заполнен «под завязку», до дверей, хотя у нас довольно большой храм. Это и молодые, и люди среднего возраста, и пожилые, и дети, и младенцы. Картина совершенно другая – и это тоже объективная реальность.
Сейчас будет страстная неделя, и храмы опять будут наполнены народом, потом будет освящение куличей. Да, очень много придет людей, которые не очень воцерковлены, но у меня нет никакого скептицизма по поводу этих людей. Они пока не сделали свой основной шаг, но такая искренность, такая радость в их глазах, когда они сегодня освящали эти вербочки, когда они прижимали их к груди. Я даже сейчас, когда шел на радио, видел людей, которые идут из церкви с этими вербочками – это молодые люди. Будут освящать куличи, яйца, пасхальную трапезу – какая у людей радость, подлинная светлая радость.

АК: Теперь о событиях на Украине.

АР: У нас есть речь Патриарха, которая в первую очередь касается этих событий. В его речи прозвучала фраза «историческая Русь». Я много думал, чем и как заменить постоянно транслируемый посыл «русский мир». Мне кажется, что это словосочетание мало что означает, а вот как раз «историческая Русь» более адекватно выражает и историческую реальность, и современную проблему, которая сегодня назрела. Разрыв не только какого-то «русского мира», а разрыв исторической Руси – это трагедия.
Что касается единства страны, то надо сказать, что страна может быть разрушена не только сепаратизмом, но и неумением сторон договариваться. «Историческая Русь» раскололась уже давно, это боль, но мы все ее не лечили, эта болезнь не была исцелена и поэтому сегодня такие всходы, мы теряем «историческую Русь». Хотя то, что мы теряем, не значит, что это теряет Бог. Господь в силах все изменить, и что происходит сейчас – может быть и не регресс, а некие боли, которые нас ведут к исцелению. Может быть, сейчас она, «историческая Русь», складывается заново, но по-другому.

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Удобно скачивать — легко помогать радио в сборе средств на вещание.

Рубрика «Духовные наставления».

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

 

В программе «Неделя» настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин вспоминает Святейшего Патриарха Алексия Второго и его время (часть 2)

««Зачем эта улица, если она не ведет к храму?» – это были страшные слова для тогдашней власти…» В программе «Неделя» настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин вспоминает Святейшего Патриарха Алексия Второго и его время (часть 2).

нет комментариев

«Невозможно найти консенсус в понимании истории»

Поиск консенсуса в понимании истории. Почему сейчас стало невозможным общенациональное покаяние? Можно ли считать официальных писателей советского периода продолжателями традиций русской христианской литературы? Как мы прожили 70-летний период советской власти, и есть в чем каяться лично нам?

5 комментариев

«Во многом даже спасение наших душ зависит от того, как мы использовали те материальные блага, которые Господь нам в жизни послал»

1. Как получить грант на православный проект «Супружеские встречи»?
2. Где брать средства для привлечения активных прихожан к работе в общине на штатных должностях?
3. Какими должны быть православные храмы ХХI века и по какому принципу они должны строиться?
4. Зачем нужна повторная экспертиза найденных останков царской семьи?
Новости недели комментирует протоиерей Александр Дягилев.

нет комментариев

«Самое страшное в истории, когда начинают противопоставлять, это та же классовая борьба, которая сидит в нас»

1000-летие преставления святого благоверного князя Владимира. 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне. Советское прошлое – как не ходить все время по кругу? Добро и зло — возможен ли диалог?

2 комментария

Угроза превращения общества в электронное: насколько она реальна?

1. День памяти Серафима Вырицкого и конференция «Вера и дело»: Как совмещается предпринимательство с неизбежным стремлением к прибыли и христианство?
2. Акция в Великую Субботу с раздачей Евангелия: способ дать понятие о Христе людям, которые ходят в Церковь только, чтобы святить куличи.
3. Христианство пока ведущая мировая религия, но его быстро догоняет ислам: почему это происходит?
4. Угроза превращения в общества в электронное: насколько она реальна?
5. Вопрос слушателя: насколько гонения на христианство полезны для веры?

2 комментария
 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru