«На стёртых ступенях сидят, носят обломки имен»

Программа Юлии Анохиной и Елены Володченко

«Обратная перспектива»

Гость: Михаил Юрьевич Кукин, поэт, искусствовед, лектор

Тема: эстетика иконы и художественные принципы авангардного искусство

Эфир: 19 мая 2024 г.

АУДИО

В этом выпуске программы беседуем о поэтической книге «КуФёГа». Книга была издана в 2023 году в «Издательстве Н. Филимонова», в нее вошли стихотворения трех поэтов – Михаила Кукина, Игоря Фёдорова и Константина Гадаева. В ходе разговора обсуждаем предысторию возникновения этого издания, говорим об основных принципах композиционной организации книги, об отдельных стихотворениях, включенных в нее, о том, как в них отразились вечные образы мировой культуры.

Михаил Кукин:

Византийские мозаики – совершенно уникальная страница в мировом искусстве, и ни с чем ты их не спутаешь. Формально это как будто бы живопись, но созданная кусочками смальты, которая сверкает, сияет, не выцветает и вообще – чудесным образом с тобой взаимодействует. Когда ты входишь в храм, где есть византийские мозаики, поднимаешь голову, то у тебя возникает ощущение, что своими глазами видишь чудо. Великое искусство в целом создает такое чувство, но византийские мозаики особенно способствуют его возникновению: когда в сумраке храма видишь такое сияние, которое создается не лампочками. Но одно дело – визуальные образы и та радость, которая возникает от их разглядывания, а ведь есть еще и сюжеты. Меня поразили в Равенне две мозаики, находящиеся напротив друг друга. На одной стороне изображен император Юстиниан со своей свитой, состоящей из мужчин, а на противоположной – другая группа: его жена императрица Феодора и ее свита, женская. Они как будто бы смотрят друг на друга. Когда ты подходишь к ним, смотришь налево и направо, то не только видишь красоту этих образов, но и воспринимаешь стоящее за ними послание. И в своем стихотворении «Равенна» я попытался коснуться этой стороны.

Равенна

Империя, как любовь:

её возвратить нельзя.

Дышат иначе, иначе смеются

юные племена.

На стёртых ступенях сидят,

носят обломки имен.

Другие поводы к войнам,

другие напитки,

другие культурные стереотипы –

но вот уже сами они и их короли превращаются в сон.

Мерцает мозаика. Своды просторны.

Вечерняя мгла затекла в галереи,

подняв удивленные брови аркад.

Входящий, вглядись в наши лица.

С надеждой мы смотрим вперёд.

С надеждой ты смотришь назад.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru