6+

«Мы не должны забывать деяний наших предков»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: священник Николай Савченко

Прямой эфир 21 ноября 2021 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

— книга архимандрита Саввы (Мажуко) о Рождественском посте, презентация книги в храме в Петербурге и встреча с автором

28 ноября начинается Рождественский пост

— что такое христианская радость?

— болезни и страдания

— 225 лет со дня смерти императрицы Екатерины Великой, первая панихида в Краснодаре, в Екатеринодарской митрополии

— казачье войско

— биоэтика и генетика, мнение епископа Силуана (Никитина)

— надо ли самому позаботиться о том, где, как и на какие средства тебя будут хоронить?

— QR-коды, мнение епископа Саввы (Тутунова)

 

 

Александр Крупинин:

Вот тоже такой животрепещущий вопрос. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил панихиду у памятника Екатерине II в Краснодаре. В этот день отмечалось 225 лет со дня кончины Российской императрицы. Екатерина Великая пожаловала казакам кубанские земли. На монументе под статуей императрицы выполнен развернутый текст Жалованной грамоты, датированной 30 июня 1792 года и отправленной Екатериной II Черноморскому казачьему войску. В честь императрицы в 1793 году был основан и получил название город Екатеринодар – то есть, дар Екатерины. «Императрица Екатерина Великая передала земли, на которых мы сейчас живем, Черноморскому казачьему войску – предкам наших казаков, – сказал митрополит Григорий. – Это был действительно добрый и благой дар, потому что казаки, поселившись на этой земле, не только ее охраняли, но еще и трудились, обрабатывали ее. Мы с вами должны помнить, что наш город до 1920 года имел замечательное название – Екатеринодар. Он был даром императрицы нашим предкам, казакам. И сегодня, в день ее кончины, мы помолимся о ее упокоении. Нет на земле такого человека, который бы пожил и не согрешил. И у императрицы Екатерины II были ошибки, и мы также помолимся о том, чтобы Господь простил ее грехи, вольные и невольные. Мы не должны забывать деяний наших предков, не должны забывать историю, а чтить память людей, которые оказывали нам благодеяния». За панихидой вместе с духовенством Екатеринодарской епархии молились казаки Кубанского казачьего войска.

Может быть, немного о Екатерине Второй?

 

Священник Николай Савченко:

Владыка Григорий, по-моему, сказал достаточно хорошо и точно. Понятно что, Екатерина II была человеком особенным, своеобразным. Ну, все мы знаем про её фаворитов, конечно же. Это, наверное, имел в виду Владыка, но он облек это понимание в такую совершенно правильную церковную форму. С тем, чтобы не спускаться вниз, а сказать о главном.

Вот что может быть важно здесь, про её время, именно в смысле церкви? О чём, может быть, не все мы знаем, или до конца понимаем. Время Екатерины II это время достаточно бурного роста России, роста всякого, экономического роста, промышленного роста. То есть за время её правление российская экономика выросла, российская торговля, города выросли…

 

Александр Крупинин:

Да и территории.

 

Священник Николай Савченко:

Совершенно верно. И, в общем-то, богатство России росло. Но при этом, что тоже очень важно знать, и, я думаю, это очень важно подчеркнуть, что здесь важно с церковной стороны, то, что так получилось, что некоторая заметная часть этого экономического роста это результат, скажем прямо, секуляризации церковных имений.

То есть, даже вот скажу так, что вот этот государственный рост Российской империи был в некоторой, значительной, мере оплачен церковной собственностью. Время Екатерины II это время секуляризации. Когда от монастырей очень масштабно была забрана собственность. Конечно, для церкви это была потеря, конечно же, материальная потеря, потому что много земель, много зданий и сооружений было, деревень, сёл, у некоторых монастырей собственность была огромная. Эта секуляризация привела к тому, что монастыри, конечно, обеднели, потом, не только обеднели, но и уменьшилось количество монастырей.

Много монастырей закрылось. В этом отношении монастырское хозяйство, можно сказать, пришло в некоторый упадок. Об этом церковные историки много говорят. И приходы тоже, к сожалению, испытали это. Некоторым приходам за многие десятилетия, даже столетия, достались разные имения, достаточно большие. Ну а как они доставались, ведь тогда в истории было, в русском народе было принято, что умиравший человек часто отписывал, например, деревню – на помин своей души, обеспеченный человек отписывал деревню монастырю… и за много-много десятилетий приходы и монастыри оказывались владельцами больших имений. Церковь владела сёлами, владела, да, и крепостными, это правда.

Если перейти конкретно к Кубанскому казачьему войску, это же время, когда Кубанское казачье войско началось, а оно началось с Черноморского кубанского войска, которое воевало за Россию против Турции вначале в первой войне, до 1774 года, потом вторая война, когда уже воевал Суворов активно уже в качестве командующего, это когда были взяты Очаков, Кинбурн, и после того как граница была отодвинута, это 1792 год, отодвинута уже до границ нынешней Молдавии, то есть до реки Прут, турецкие войска уже отступили в Молдавию, и до Измаила, и дальше. А Черноморское войско, это были потомки запорожских казаков, и вот оно было переброшено на Кавказ и было поселено вот в тех пределах, где сейчас находится город, бывший Екатеринодар, но сейчас ещё пока переименованный в Краснодар.

Да, это был такой большой импульс. Кстати, кубанские казаки имеют вот такую связь с запорожскими казаками. Да, это были герои, несомненно, герои самоотверженные. Не могу не упомянуть, что мои предки происходят как раз из района, где действовало Черноморское казачье войско, Бугское казачье войско, это нынешняя Николаевская область Украины. И мои предки точно имеют некоторые родственные связи с будущими кубанскими казаками.

 

Александр Крупинин:

18 и 19 ноября 2021 года в Международном пресс-центре «Россия сегодня» прошла Всероссийская мультимедийная конференция «Биоэтика и генетика: вызовы XXI века». В дискуссии принял участие председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Петергофский Силуан. И, в частности, он сказал, что по поводу различных биоэтических вопросов есть масса разногласий, и даже внутри церкви. Еще эти вопросы не устоялись. Многие мнения существуют. Но он сказал, что церковь «безусловно руководствуется представлением об образе Божием в человеке, о неотъемлемом достоинстве личности, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть поставлены под удар. В таких обстоятельствах православное богословское свидетельство становится важной частью дискуссии в обществе по проблемам высоких технологий и биомедицины. Позиция Русской Православной Церкви указывает на христианскую антропологию как свидетельство о хрупкости человека и о необходимости его защиты от вмешательств, идущих вразрез с замыслом Творца».

Вот такой поход. Как вот практически-то о замыслах Творца… мы не можем судить-то…

 

Способ, как творил создатель,

Что считал он боле кстати –

Знать не может председатель

Комитета по печати.

 

– известные стихи Алексея Константиновича Толстого.

 

Священник Николай Савченко:

Тема биоэтики – очень интересная тема. Вы видите, что председателем комиссии по биоэтике является ректор нашей Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии владыка Силуан, и, насколько я знаю, он этой темой сам очень заинтересован, много достаточно сил прилагает к ней, и тут интересная такая особенность, что… Ну, основы отношения Русской Православной Церкви по вопросам билетики – они выражены, они выражены достаточно давно, это было 21 год назад, на Юбилейном Архиерейском Соборе, когда была принята Социальная концепция. Там вопросам биоэтики уделено, по-моему, около 3 страниц. Биоэтика – это все вопросы, связанные с темами «нравственность и медицина», «нравственность и генетика»… Это вопросы человеческого эмбриона, вопрос абортов, вопросы экстракорпорального оплодотворения, инсеминации, вопросы разных генетических экспериментов, вопросы границы жизни и смерти, вопрос эвтаназии, это также вопросы, такие как некоторые отклонения человеческой личности, такие как гомосексуальность. Это комплекс вопросов, ответы на них церковью даны в социальной концепции, но достаточно кратко, с возможностью дальнейшего углубления или дискуссии по разным вопросам.

Ну, понятно, что не может быть никакой дискуссии, что аборт это грех, не может быть никакой дискуссии, что гомосексуализм это явное отклонение от человеческого естества, это грех. Но исследования важны.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru