«Мы имеем звание христианина, но не имеем качеств христианина»

«Пастырский час»

Передачу ведет протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 20 марта 2017 г.

АУДИО

 

Протоиерей Александр Рябков:

Христианин (монах или мирянин) – это одиночка, преодолевающий трудный путь без надежды на земной успех. Господь говорил: «В мире скорбны будете». Но христианин связан со всем творением и со всем живым, ибо молится за все живое. Но также он изо всех сил отстраняется от всякой мирской сутолоки, в которой рай строят не в душе, а на земле телесным усилием, или насилием, или неправдой.

Об этом писал Достоевский. Ведь против чего восстает Иван Карамазов? Он восстает против Бога, который не прекращает страдания. В мире Ивана Карамазова не должно быть несчастных. В этом мире должны быть одни сверхчеловеки с крепкими мышцами, нервами и белозубыми улыбками. И такой ницшеанец готов восстанавливать справедливость, руководствуясь только своими соображениями и надеясь только на себя.

Святой Никодим Святогорец  писал, что у христианина одно лишь оружие – это ненадеяние на себя. Праведный Иов, герой известной библейской книги,  говорил: «Устыдятся надеющиеся на города и имущество». Наша надежда – Бог. Он стоит у дверей нашего сердца. Он входит в него в церковных таинствах. Когда мы готовимся к принятию Святого Причастия, мы молимся, обращаясь к Богородице: «Радости мое сердце исполни, Дево, яже радости приемшая исполнение, греховную печаль нашу потребляющи».

Святой Никодим Святогорец писал: «Главное благо – мир в сердце». И все мы хорошо помним слова Господа, что Царствие Божие внутрь вас есть.

Наше сердце и есть доступный нам Рай. Если мы очищаем его и стараемся содержать в чистоте, то мы обретаем Радость. Вне сердца, то есть сознания или попросту души,  невозможно обрести Рай. Если мы обрели его в сердце, то и все внешнее дает нам чистую и незамутнённую радость. И вместе с тем, исходя из того, что Рай в сердце, следует то, что нет такого места, где бы не было Бога и Рая. И из этого также следует, что если в душе ад, то в Вечности невозможно такой душе войти в Рай у Бога.

Очищение души – это и есть та работа,  которой посвящен пост со всем его исповедальным содержанием. Исповедь – это признание себя таковым, каковым на самом деле являешься.

Покаяние, как раскаяние – это отречение от греха. Отречение от греха есть обретение себя если не в полной мере настоящего, то,  по крайней мере, приближающегося к замыслу Бога. Обретать себя подлинного и есть обретение счастья. И это возвращение к себе и есть возвращение к Богу.

Святой Серафим Саровский наставлял приходящих к нему такими словами: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос Воскрес»! Он также предостерегал людей от чрезмерной привязанности к телесным наслаждениям, которыми изгоняется из души Святой Дух. Он утверждал, что предвкушение вечного блаженства происходит в душе благочестивой еще при жизни и ее вполне наслаждает молитва.

Надо лишь перестать верить исключительно в материальное благо и тем более верить  в радость греха. Мало правильно мыслить, надо правильно делать и верить в полезность добродетели. Благочестие – не религиозный долг, который можно выплатить сполна. Благочестие – обретение себя настоящего, а через это и обретение счастья.

В одной восточной притче говорится, как однажды один поэт пришел к знаменитому учителю и обратился к нему с вопросом:

— Скажите, что необходимо делать в течение дня, дабы можно было считать, что все свершил сполна?

Учитель отвечал:

— Не следует совершать дурных поступков и необходимо совершать добрые дела.

Тогда поэт воскликнул:

— Но это знает уже и младенец!

На это учитель сказал:

— Конечно, младенец знает это, но чаше всего даже столетний старец не способен этому следовать!

Время скоротечно, нельзя прожить жизнь и так и не распознать настоящее благо, заглушая голос совести. Пост – время возвращение к Богу, к благу и к самому себе.

 

 

Вопросы слушателей:

— Что такое «богатейте в Бога»?

— Можно ли исповедоваться и причаститься не до соборования, а после?

— Как должна вести себя женщина в критические дни – причащаться нельзя, а можно ли прикладываться к иконам?

— Я христианин, но я очень боюсь смерти. Как справиться с этим?

— В чем отличие между гордыней и гордостью? Может ли женщина в дни очищения заходить в храм? В каком возрасте можно соборовать детей?

— Мне очень плохо бывает в храме. С чем это связано?

— Я все время каялась в гордыне, потому что гордыня есть в каждом человеке. А вот последнее время я говорю: батюшка, да нет у меня гордыни. Как вы считаете, ведь гордыни у таких пожилых, как я, ее меньше ведь?

— Мне 86 лет и я 6 лет тут живу, с Украины приехала. Почему вопросы по Евангелию вопросы не задают – не читают они его?

— «Не введи меня в искушение» — это чтобы Бог не искушал?

— Мы говорим о легких грехах – правило не прочитал и т.д. А я где-то читала, что каяться-то надо в грехах против людей. Но нет у меня таких…

— 12 марта я слушала передачу, но только окончание. Там говорилось, что везде в православии присутствует слово «радость», но нигде нет слова «счастье». Почему этот вопрос меня волнует? Потому что когда я шла к мужу в больницу, меня встретила цыганка и сказала: ты очень несчастливая. И теперь если мне кто-то скажет «счастья тебе», то обязательно что-то плохое произойдет. Постоянно, вы знаете! И еще один вопрос: крещенскую воду можно пить натощак? А вот почему в передаче в пятницу сказали, что крещенскую воду натощак не пьют? Я натощак постоянно принимаю ее.

— Вопрос по Деяниям, 10 глава… Во всяком народе боящийся Его приятен Ему…

— Будет ли считаться грехом, если не был на работе, а начальство требует написать, что был? Ведь ложь – это грех.

— Как не впасть в уныние, если диагноз – бесплодие? Усыновить не могу, т.к. у меня  гепатит С, по закону запрещено усыновление. Я думаю о старости, как я буду жить без детей? Меня это пугает. Богу угодно, наверное, чтобы у меня не было детей. Но как это понять?

 

Протоиерей Александр Рябков:

«Часто мы имеем звание христианина, но не имеем качеств христианина. Если не имеем мира и покоя, радости в душе сами, то чем хотим поделиться с ребенком? … К сожалению, часто бывает, что мы в нашей жизни подменяем духовную радость – печалью, даже считаем, что печаль – это традиция христианства. А христианство – вера радости. Вот телесная радость – это нам известно, это мы понимаем. А что такое духовная радость – это нам неведомо. У нас считается, что духовной радости на земле нет, на земле – только телесные радости. А вот если у нас нет радости на земле, то почему-то мы считаем, что нас ожидает духовная радость на Небе. Почему? За какие-то мнимые добрые дела?».

 

— Считается, что дети не ответственны за грехи предков. Но мы же знаем, что потомки расплачиваются за то, что предки совершили… Я тоже знаю одну женщину, которой очень плохо в храме. Ей очень плохо – до потери сознания. Так вот, у нее предки – бабушка и дедушка, покончили жизнь самоубийством, а еще один дедушка тоже тяжкий грех совершил. Мне кажется, нужно знать о предках, молиться о них. Ведь какая-то связь тут есть.

 

— Сообщите женщине с гепатитом С, что с 2017 года эта болезнь излечима.

 

— Как утилизировать бутылки от лампадного масла?

 

Протоиерей Александр Рябков:

«Я – за экологию. Не загрязняйте природу, сдавайте в специальные пункты сбора пластмассы».

 

— Помолитесь за мою маму, недавно умерла. Вы говорите «не унывайте», — это понятно, но человеческий страх все равно перевешивает.

 

— Я хожу в храм, люблю храм, хорошо мне там. Но никаких добрых дел у меня нет. Что за добрые дела нужны?

 

Протоиерей Александр Рябков:

«Если у вас нет родственников, которые нуждаются в утешении, найдите знакомых».

 

— Я обижал своего товарища, а он умер. Как мне перед ним раскаяться?

— Заповедь «Не убий» — она относится к животным?

— Многие женщины виноваты в аборте. Что вы можете сказать – как просить прощения у Бога?

— Вы слышали в новостях, как девушки из Сибири издевались над животными… Их хотят судить. Каково ваше мнение об этом?

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru