Музей истории политических репрессий «Пермь-36»

Пермь 36

Программа Екатерины Степановой

«Радиоэкскурсии»

Мемориальный комплекс политических репрессий «Пермь-36»

29 октября 2015 г.

АУДИО + ФОТО

Часть 1

 

Часть 2

 

Часть 3

 

Хотя цикл и называется «Радиоэкскурсии», но три передачи, которые мы предлагаем вашему вниманию, трудно назвать экскурсиями. Просто потому, что затрагиваемая тема не располагает ни к прогулке, ни к досугу. Хотя, конечно, если рассматривать экскурсию как «экскурс в историю», в прошлое, то да, в этих передачах мы обращаемся к очень безрадостному нашему прошлому – к системе лагерей тоталитарного режима и Музею истории политических репрессий «Пермь-36».

 

Первые постройки ИТК-36 – исправительно-трудовой колонии – появились в 1946 году возле поселка Кучино Чусовского района Пермской (тогда Молотовской) области. Это примерно в восьмидесяти километрах от Перми. В лагере содержались заключенные двух категорий – уголовники-бытовики и так называемые «указники» – лица, осужденные за прогулы без уважительной причины, за опоздания на работу на 20 минут и т.п. Основная работа в колонии в тот период – это лесозаготовка и деревообработка.

 

С 1953 по 1972 годы в колонии содержались бывшие работники правоохранительных органов, осужденные за уголовные преступления.

 

В 1972 году колонию реорганизовали и туда стали направлять осужденных за особо опасные, с точки зрения существовавшей власти, государственные преступления. «Пермь-36» не единственный лагерь в этом районе, где содержались такие заключенные. В районе реки Чусовая было три таких лагеря – Пермь-35, Пермь-36 и Пермь-37. Политические заключенные содержались в каждом из них. Часть этих людей были впоследствии реабилитированы.

 

В 1992 году родилась идея создать на месте лагеря музей, и таким образом появился мемориальный комплекс политических репрессий, в который сегодня входит девятнадцать объектов культурного наследия.

 

Почти через пятнадцать лет существования музея сменившемуся руководству Пермского края категорически не понравилась тематика музея и та общественная жизнь, которая вокруг него складывалась. Поэтому были предприняты попытки перепрофилировать, сменить направленность при изменении статуса музея из общественного в государственный. Однако такая ситуация вызвала серьезные опасения в обществе. На защиту музея встали многие известные общественные деятели, и, в конечном итоге, дело дошло до Президента РФ, который дал распоряжение о сохранении музея в прежнем виде. Был создан совет по развитию музея, состоящий из представителей общественности, чиновников и представителей общественной некоммерческой организации, которая и создала музей в его первоначальном виде, и которым мы должны быть благодарны за идею и труды по сохранению памяти.

 

В итоге сложных переговоров были достигнуты определенные договоренности. Во вновь образованное государственное учреждение было назначено новое руководство, которое, как нам показалось, очень ответственно подходит и к сохранению, и к развитию музея. Тематика музея сохранилась – история политических репрессий советского времени.

 

 

Во время очередного выездного заседания Президиума Союза музеев России музей посетил Президент Союза музеев России Михаил Борисович Пиотровский, который поделился с сопровождавшими его журналистами своими впечатлениями:

 

«То, что я здесь увидел, конечно, очень депрессивно и мрачно, хотя таких мест можно очень много увидеть и не связанных с лагерями – в России и в других местах бывшего Советского Союза. Первое, что здесь бросается в глаза, что здесь делалась и делается громадная работа и что все это надо сохранить. Потому что все здесь связано с такой очень серьезной вещью как «банальное зло». То есть – оно зло, но оно банальное. И именно это банальное зло производит очень тяжелое впечатление. И именно поэтому надо все во всех деталях сохранять, потому что все эти вещи сами по себе очень красноречиво говорят с людьми, а это и есть самое главное. И в этом никакого противоречия нет. Можно спорить о том, как это показывать – подлинные, не подлинные вещи. Там, где сохранились подлинные вещи, надо показывать подлинные. Можно спорить о том, какой это должен быть музей – музей ГУЛАГа вообще или только этого конкретного места. Есть много музеологических вопросов, о которых можно спорить и которые очень важны для людей с психологической точки зрения. Потому что это и угнетает, и очищает одновременно. Поэтому здесь очень важна правильная музейная работа с приоритетом подлинной вещи. Хотя многое уже тут надо восстанавливать. Остальное – это уже следующий этап: как об этом говорить, как представлять – мультимедиа, не мультимедиа. Но оно все само за себя очень хорошо и откровенно говорит.

В России и в Советском Союзе живут и жили самые разные люди на воле и не на воле, самых разных категорий, и все живут вместе. И при всех своих ужасах лагеря все равно являются зеркалом того, что существует вокруг в очень концентрированном виде: все те силы, образы, персонажи, которые существовали вокруг. Бояться этого не надо, а опять же – подходить к этому делу с абсолютной достоверностью, точностью. Я думаю, что как каждый город должен знать и рассказывать о своих выходцах, так и лагеря – очень внимательно изучить и рассказать истории тех людей, которые здесь жили. И истории у них будут очень разные – и до, и здесь, и потом. Поэтому ни героизации, ни дегероизации ни у кого не получится».

 

 

В музее уже сейчас довольно много внимания уделено отдельным биографиям людей, не только сидевшим в этом лагере, но и попавшим в другие пункты ГУЛАГа. Так, например, на одной из экспозиций отдельный стенд посвящен Евфросинии Антоновне Керсновской, страницы воспоминаний которой звучали в эфире радио «Град Петров». Заместитель директора по науке Григорий Александрович Саранча так отозвался об этой замечательной женщине:

 

«С этим местом она никак не связана, но она оставила такие яркие воспоминания, с одной стороны, с другой стороны, то, что она написала, и то, что она нарисовала, это та правда, которая не поддается не то что критике, а сомнению. Это женщина, которая двадцать лет лагерей прошла… Это не то, что для человека подвиг… Это очень, очень сложно – в таких условиях выживать. Тем более, что, к сожалению, она попала в один из самых страшных лагерей. Это АЛЖИР – лагерь для жен изменников родины. Это отделение КарЛага в Казахстане. Очень суровый лагерь, пользовавшийся недоброй славой. Пройти это, остаться человеком, выжить, это написать, нарисовать… Естественно, мы разместили стенд о ней. Экскурсоводы рассказывают про эту страничку выставки».

 

АУДИО 1 — 3

Экскурсию по Мемориальнму комплексу политических репрессий проводит заместитель директора по науке Григорий Александрович Саранча.

 

Аудио и фото – Екатерина Степанова. 29 октября 2015 г.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru