Могло ли на Священном Соборе произойти воссоединение со старообрядчеством?

Программа Александра Мраморнова

«Великий Собор»

Сергей Львович Фирсов, доктор исторических наук, профессор

Эфир 21 июня 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Поместный Собор 1917-1918 гг. должен был вынести постановление о старом обряде, отменить «клятвы» и разрешить прием старообрядческих епископов в сущем сане, но из-за революционных событий не успел этого сделать.

 

Александр Мраморнов:

Сегодня мы беседуем с Сергеем Львовичем Фирсовым, доктором исторических наук, ответственным редактором тома издания документов Священного Собора с материалами Отдела о единоверии и старообрядчестве.

Скажите, вопрос о старообрядцах был важным для Собора 1917-1918 гг.?

 

Сергей Фирсов:

Это один из важных вопросов, которые Русская Церковь поднимала в течение не одного десятилетия. Мы помним, что еще в 1800 году были составлены митрополитом Московским Платоном (Левшиным) правила о единоверии. Вопрос о воссоединении со старообрядцами-поповцами был всегда для Церкви актуален. О беспоповцах речь не шла.

 

Александр Мраморнов:

Речь о так называемом Австрийском согласии.

 

Сергей Фирсов:

Австрийское согласие появилось позже, в 1846 году, после того, как митрополит греческий, находившийся в то время на покое, Амвросий (Попович) согласился стать старообрядцем, по сути, и по второму чину сам был причислен к старообрядцам, рукоположил (в одиночку) несколько ставленников русских староверов. Император Николай Первый категорически этого не принял. И в течение многих лет против старообрядческих архиереев были гонения.

Безусловно, отношение к старообрядцам в России менялось. Уже у императора Александра Второго среди охраны – наиболее проверенных людей – были старообрядцы. Александр Третий относился к ним с глубокой симпатией. Николай Второй искренне считал, что вопрос о старообрядцах должен быть разрешен.

 

Александр Мраморнов:

Но при нем не разрешен вопрос вот этих печатей храма на Рогожском кладбище.

 

Сергей Фирсов:

При нем был разрешен вопрос о снятии печати. В 1905 году Рогожское кладбище, опечатанное при Николае Первом, все-таки снова стало старообрядческим центром. И в дальнейшем ситуация для старообрядцев все-таки изменялась в лучшую сторону. В 1905 году 17 апреля был принят Высочайший Указ об укреплении начал веротерпимости, полтора года спустя, 17 октября 1906 года появился специальный указ, в котором разрабатывались вопросы, касающиеся староверов. Но здесь, я должен сказать, произошла странная психологическая подмена: те, кто со стороны государства готовили этот закон, полагали, что его принятие позволит приблизить старообрядцев к главенствующей церкви. В частности, заместитель, то есть товарищ, министра внутренних дел, коим тогда являлся Петр Аркадьевич Столыпин. С.Е.Крыжановский в своих воспоминаниях писал о старообрядческих архиереях и священниках: с суровыми лицами, в нанковых рясах, они производили замечательное впечатление, и думалось – возрождение Церкви должно пойти от гонимых.

 

ЦИТАТА

Последний государственный секретарь Российской империи Сергей Ефимович Крыжановский:

«В работах этих мне лично не пришлось участвовать, за исключением выработки «Положения о старообрядческих общинах», которое было подвергнуто обсуждению в созванном при Министерстве внутренних дел старообрядческом съезде, состоявшем из архиепископа Иоанна, всех епископов и некоторых видных старообрядцев мирян: Бугрова, Блинова и др. Мне пришлось и председательствовать в этом единственном в своем роде Собрании, и я вынес из него глубокое уважение к старообрядческому высшему духовенству того времени. В нанковых рясах, с худыми строгими лицами, оно резко отличалось от упитанного духовенства господствующей церкви, с его шелковыми одеяниями, орденами и явным нередко равнодушием к делам духовного мира.

Различие духовенства гонимого и торжествующего сказывалось с полной яркостью, и невольно наводило на мысль, что возрождение церкви, о которой так охотно у нас говорили, могло бы пойти только от гонимого. Особенно выделялся среди духовенства своим нравственным обликом и спокойным достоинством архиепископ Иоанн (Картушев)».

 

То есть Церковь он, получается, воспринимал, включая в нее старообрядцев, но сами старообрядцы, те, кто принимал участие в работе с Министерством внутренних дел по поводу разработки этого закона, так не считали.

 

Александр Мраморнов:

А единоверцы?

 

Сергей Фирсов:

Это отдельная тема.

 

Александр Мраморнов:

Такой активный деятель начала XX века, который проявил себя очень активно на Соборе, как Симон (Шлеёв).

 

Сергей Фирсов:

Да, и Симон (Шлеёв), и его отец, кстати говоря, выдвигавшийся Собором в качестве кандидата в епископы…

 

Александр Мраморнов:

Симон стал епископом, его титул – Охтенский, он связан с Петербургом, поэтому нашим слушателям в Петербурге, тогда Петрограде, особенно интересно узнать о нем и его роли на Соборе 1917-1918 гг. (епископ Симон прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.).

 

 

Александр Мраморнов:

Почему клятвы до 1971 года не снимаются со старообрядцев, в чем проблема?

 

ЦИТАТА

Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их

30 мая-2 июня 1971 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года — в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их.

…На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви…

Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

 

Сергей Фирсов:

Вопрос не был доведен до конца не по злому умыслу, а потому что Собор 1917-1918 гг. не успел, в силу ситуации политической, этот вопрос окончательно рассмотреть на Отделе и представить его ко всеобщему Соборному утверждению. То, что он был отложен до 1971 года, мне представляется большой трагедией. Потому что если бы техническое оформление (речь шла о техническом оформлении, но вовсе не технического вопроса) было бы доведено до конца и Собор принял бы решение очень внятно и четко, что снимаются клятвы со всех, кроме хулителей Церкви (это важный момент, правильный, на мой взгляд). И это показало бы добрую волю Собора, о чем, среди прочего, свидетельствовало бы Положение о единоверии.

 

Александр Мраморнов:

Это укрепило бы Церковь?

 

Сергей Фирсов:

Безусловно укрепило бы. Укрепило бы соборность во всех смыслах слова. Единоверцы могли явиться своего рода тараном или ледоколом, который предвзятость архиереев по поводу выборов священников и епископов помог бы преодолеть.

1971 год – это было уже поздно. И вопрос, по большому счету, не был актуален. Даже если бы, представим невозможное, Собор 1971 года попытался бы, а он имел на это все права, реализовать решения Великого Московского Собора и организовать епархиальные центры для единоверцев, к сожалению, уже не для кого было их формировать.

 

Александр Мраморнов:

А сейчас?

 

Сергей Фирсов:

Сложно сказать, что можно сделать сейчас. Единоверие практически прекратило свое существование.

Кстати, слухи, распространявшиеся в XIX веке, о многих миллионах старообрядцах – были сильно преувеличены. Старообрядцы составляли, конечно, значительную часть активных русских верующих, но не превышали даже трех процентов от всего православного населения Российской империи.

 

Александр Мраморнов:

Я все-таки надеюсь на то, что предрешения Собора 1917-1918 гг. станут когда-то полезными и на практике – для диалога со старообрядцами.

 

Сергей Фирсов:

Хотелось бы. Потому что на сегодняшний день проблемы раскола больше психологические, чем какие бы то ни было еще. Преодолеть предубеждение предубежденных есть самое сложное в истории человеческих отношений. Но не менее сложно это и в отношениях между институциями, тем более, если речь идет об институциях религиозных.

 

 

 

Память Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. установлена 5 (18) ноября

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

Вышел в свет 19-й том научного издания документов Священного Собора 1917-1918 гг., посвященный монастырям и монашеству

В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 19-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.  — «Документы Отдела о монастырях и монашестве».

В книгу, ответственным редактором которой стал кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой истории Церкви МГУ им. М. В. Ломоносова Г. М. Запальский, вошли документы соборного Отдела о монастырях и монашествующих.

Монастырский отдел в номенклатуре соборных отделов занял 11-е место. Заявление о его открытии в Соборный Совет подал архимандрит Гурий (Степанов), приложив лист с поддержкой 32 членов Собора. После положительного заключения Отдел начал свою работу и включил в себя 67 человек. Представительство клириков и мирян в Отделе было меньшим по сравнению с другими Отделами Собора и общим его собранием. Среди членов Отдела состоял и известный старец иеромонах Алексий (Соловьев), который, как отмечает составитель 19-го тома, «ради участия в церковных форумах 1917 г. был вынужден по послушанию прервать свой затвор и в итоге оказался среди самых ответственных посетителей заседаний Монастырского отдела».

19-й том издания включает протоколы всех заседаний Отдела о монастырях и монашествующих. Они проходили с 31 августа 1917 г. по 30 июля (12 августа) 1918 г. За это время состоялось 32 полноценных рабочих заседания и одно частное совещание членов Отдела. Председателем Отдела был избран архиепископ Серафим (Чичагов), впоследствии священномученик. Основная работа пришлась на первую сессию Собора. Заседания проходили в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Отдел не образовывал подотделов, но в разное время формировал несколько комиссий для составления проектов документов.

Главной задачей Отдела была выработка проекта Положения о монастырях и монашествующих, которое бы всесторонне регулировало данную сферу и служило своего рода общемонастырским уставом. Горячо обсуждались в Отделе вопросы о создании автономной системы управления монастырями, об ученом монашестве, об упразднении пришедших в полный упадок обителей. Однако Отдел был вынужден заниматься и злободневными задачами в связи с разворачивающимися в стране событиями: составлял проекты соборных обращений, решал вопрос о ведомственной принадлежности Александро-Невской лавры, рассматривал материалы тех или иных связанных с монашеством дел по приходящим в Собор письмам с жалобами и предложениями.

Главным итогом деятельности Отдела стало принятое 31 августа (13 сентября) 1918 г. соборное определение «О монастырях и монашествующих». В вышедшем томе приводится проект этого положения и другие итоговые документы Отдела, отчеты о его деятельности, письма с мест по вопросам жизни и деятельности монастырей. Все эти тексты дают ценный материал для воссоздания жизни монастырей революционной эпохи, показывают ее глазами самих монашествующих, в том числе епископов, а также клириков и мирян.

Так же, как и предыдущие тома документов Собора, 19-й том снабжен комментариями, справочными материалами, именным указателем, примечаниями к документам и цветными вклейками с факсимиле наиболее интересных документов, составивших том.

Над подготовкой нового тома трудились, кроме составителя, члены Научно-редакционного совета Новоспасской обители во главе с епископом Воскресенским Саввой (внутреннее рецензирование осуществили члены совета протоиерей Николай Балашов и архимандрит Савва (Тутунов), а также члены совещания ответственных редакторов во главе с научным руководителем проекта по издания документов Собора 1917–1918 гг. А. И. Мраморновым. Внешним рецензентом тома выступил видный американский специалист по истории русского монашества профессор С. М. Кенуорти. Книга получила рекомендацию к распространению от Издательского совета Русской Православной Церкви с грифом «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

Тираж книги изготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). 19-й том уже поступил в продажу в книжную лавку Новоспасского монастыря. Обитель принимает подписку на издание и отдельные его тома. Официальный сайт книготорговли Новоспасского монастыря nsmbooks.ru. Обсуждение материалов вышедшего и других томов ведется в официальной группе, посвященной Собору 1917–1918 гг. в социальной сети ВКонтакте.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru