«Мне было 3 года, когда я встретил владыку Анастасия…»

Программа Александра Мраморнова

«Великий Собор»

К 100-летию Собора 1917-1918 годов

Гость: архимандрит Роман (Красовский), начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви на Святой Земле

Эфир 26 апреля 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Александр Мраморнов:

Здравствуйте, в программе «Великий Собор» сегодня в Святом граде Иерусалиме мы беседуем с  архимандритом Романом, начальником Русской духовной миссии, здравствуйте, отец Роман!

 

Архимандрит Роман (Красовский):

Христос Воскресе!

 

Александр Мраморнов:

Отец Роман, Вы давно служите святой Церкви и получилось так, что успели лично даже застать некоторых из членов Священного Собора 1917-1918 годов, в частности, в детстве помните владыку Анастасия. И Ваша семья его помнила. Расскажите о нем.

 


 

Архимандрит Роман (Красовский):

Мне было 3 года, когда я встретил владыку Анастасия, но это самые ранние мои воспоминания. Летней резиденцией владыки Анастасия был наш приход в Калифорнии. Каждое лето владыка приезжал на 2 — 3 месяца. Там была домовая церковь Всех святых в земле Российской просиявших, это было Синодальное подворье, меня там крестили. Мой отец, Вадим Владимирович Красовский, был председателем братства Всех святых в земле Российской просиявших. Когда владыка Анастасий там жил, были ежедневные богослужения, мои старшие братья (я – самый младший) прислуживали. И все пошли по духовной линии, хотя этого не было в нашей семье. Хотя папа был большим общественным деятелем, еще в Китае работал со скаутскими организациями, с молодежью.

Владыка Анастасий 10 лет пробыл на Святой Земле, он спас Русскую духовную миссию в 1920х-х годах. У него был английский язык, он был очень большим дипломатом, очень тонкий человек. Его называли «святыня», он был безупречный монах. Он из ученого монашества. Когда были первые выборы Патриарха, он по количеству голосов был шестой, после Антония (Храповицкого) и других, несмотря на то, что он был из самых молодых архиереев.

 

Александр Мраморнов:

Его роль на Соборе очень значительная, он и председатель религиозно-просветительского совещания, и многие документы составлял.

 

Архимандрит Роман (Красовский):

Он и составил тоже чин интронизации Патриарха – это его работа.

В Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, где я тридцать лет жил, мы переиздали «Спутник псаломщика», сборник песнопений, древние распевы. И когда издали, в 1959 году, первый номер подарили владыке Анастасию, он улыбнулся и сказал: «Я читал корректуру оригинала», – при архиепископе, потом митрополите, Арсении (Стадницком), он был его духовным чадом, можно сказать.

У владыки Анастасии был огромный кругозор, он был знатоком русской литературы, написал трактаты о Пушкине. И даже приглашал моего отца и других по вечерам читать Пушкина.

После войны владыка Анастасий переехал в Нью-Йорк и там обосновал Зарубежную Церковь. В его первоиераршество был прославлен Зарубежной Церковью, еще в 1964 году, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Что было, конечно, большим шагом – имеем ли право это делать или нет? Но Собор архиереев так постановил. И на этом соборе владыка Анастасий подал уже прошение уйти на покой. Он был вторым первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, первым был митрополит Антоний (Храповицкий).

 


Вышел в свет 19-й том научного издания документов Священного Собора 1917-1918 гг., посвященный монастырям и монашеству

В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 19-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.  — «Документы Отдела о монастырях и монашестве».

В книгу, ответственным редактором которой стал кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой истории Церкви МГУ им. М. В. Ломоносова Г. М. Запальский, вошли документы соборного Отдела о монастырях и монашествующих.

Монастырский отдел в номенклатуре соборных отделов занял 11-е место. Заявление о его открытии в Соборный Совет подал архимандрит Гурий (Степанов), приложив лист с поддержкой 32 членов Собора. После положительного заключения Отдел начал свою работу и включил в себя 67 человек. Представительство клириков и мирян в Отделе было меньшим по сравнению с другими Отделами Собора и общим его собранием. Среди членов Отдела состоял и известный старец иеромонах Алексий (Соловьев), который, как отмечает составитель 19-го тома, «ради участия в церковных форумах 1917 г. был вынужден по послушанию прервать свой затвор и в итоге оказался среди самых ответственных посетителей заседаний Монастырского отдела».

19-й том издания включает протоколы всех заседаний Отдела о монастырях и монашествующих. Они проходили с 31 августа 1917 г. по 30 июля (12 августа) 1918 г. За это время состоялось 32 полноценных рабочих заседания и одно частное совещание членов Отдела. Председателем Отдела был избран архиепископ Серафим (Чичагов), впоследствии священномученик. Основная работа пришлась на первую сессию Собора. Заседания проходили в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Отдел не образовывал подотделов, но в разное время формировал несколько комиссий для составления проектов документов.

Главной задачей Отдела была выработка проекта Положения о монастырях и монашествующих, которое бы всесторонне регулировало данную сферу и служило своего рода общемонастырским уставом. Горячо обсуждались в Отделе вопросы о создании автономной системы управления монастырями, об ученом монашестве, об упразднении пришедших в полный упадок обителей. Однако Отдел был вынужден заниматься и злободневными задачами в связи с разворачивающимися в стране событиями: составлял проекты соборных обращений, решал вопрос о ведомственной принадлежности Александро-Невской лавры, рассматривал материалы тех или иных связанных с монашеством дел по приходящим в Собор письмам с жалобами и предложениями.

Главным итогом деятельности Отдела стало принятое 31 августа (13 сентября) 1918 г. соборное определение «О монастырях и монашествующих». В вышедшем томе приводится проект этого положения и другие итоговые документы Отдела, отчеты о его деятельности, письма с мест по вопросам жизни и деятельности монастырей. Все эти тексты дают ценный материал для воссоздания жизни монастырей революционной эпохи, показывают ее глазами самих монашествующих, в том числе епископов, а также клириков и мирян.

Так же, как и предыдущие тома документов Собора, 19-й том снабжен комментариями, справочными материалами, именным указателем, примечаниями к документам и цветными вклейками с факсимиле наиболее интересных документов, составивших том.

Над подготовкой нового тома трудились, кроме составителя, члены Научно-редакционного совета Новоспасской обители во главе с епископом Воскресенским Саввой (внутреннее рецензирование осуществили члены совета протоиерей Николай Балашов и архимандрит Савва (Тутунов), а также члены совещания ответственных редакторов во главе с научным руководителем проекта по издания документов Собора 1917–1918 гг. А. И. Мраморновым. Внешним рецензентом тома выступил видный американский специалист по истории русского монашества профессор С. М. Кенуорти. Книга получила рекомендацию к распространению от Издательского совета Русской Православной Церкви с грифом «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

Тираж книги изготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). 19-й том уже поступил в продажу в книжную лавку Новоспасского монастыря. Обитель принимает подписку на издание и отдельные его тома. Официальный сайт книготорговли Новоспасского монастыря nsmbooks.ru. Обсуждение материалов вышедшего и других томов ведется в официальной группе, посвященной Собору 1917–1918 гг. в социальной сети ВКонтакте.

 

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru