«Мария отличалась вниманием к Божию слову»

vvedenie-vo-hram

Беседа протоиерея Александра Рябкова

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

4 декабря

АУДИО + ТЕКСТ

 

Праздник Введения справляется 21 ноября, или 4 декабря по новому стилю. Греки называют этот праздник «Месоспоратисса» (Срединносевная), поскольку он приходился на середину сева. В Католической церкви он отмечается 21 ноября по григорианскому календарю, а в коптской церкви 29 ноября.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, относящийся в Православной Церкви к разряду двунадесятых, установлен в честь события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский Храм для посвящения Богу. Воспоминаемое событие происходило в Иерусалимском храме – том, что построил правитель Иудеи Зоровавель в VI веке до Рождества Христова. Храм Соломонов был разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора, в 587 году до Р.Х. захватившего Иерусалим. Праздник основан на предании, согласно которому родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский Храм.

Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических источников. Из греческого «Протоевангелия Иакова» написанного во второй половине II века, и латинского Евангелия псевдо-Матфея, IX века, которые отражают устное предание, общее для всей вселенской Церкви. Сведения, приводимые в апокрифах, были известны Клименту Александрийскому и Оригену в II-III веках. Отдельные моменты этого предания воспроизводили в своих трудах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Отметим, что это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось на Руси авторитетом. Нужный нам отрывок протоевангелия включался в минейные чтения под названием «Слово святого Иакова на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Приведем этот текст в современном переводе:

«Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия». И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: «Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых». И он поставил Ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее, и Она дрожала от радости, и плясала на ногах Своих, и полюбил Ее весь дом Израилев. Пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и получала Она пищу из рук ангелов».

Чтение из минеи на день праздника повествует о том, что около входа в Храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками в знак особого торжества, как символы горячей любви к Богу. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени Храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию, Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя.

Святитель Димитрий Ростовский в Четьях Минеях приводит рассказ святого Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»

Блаженный Иероним Стридонский в V веке, в своих писаниях упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». При этом Иероним в «Послании Илиодору» сообщает, что Мария с утра до третьего часа дня проводила время в молитве, затем до девятого часа занималась рукоделием, а потом вновь молилась, пока ей не являлся ангел с пищей.

Приведем слова блаженного Иеронима Стридонского о Введении во Храм: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, шло 15 ступеней, на каждой из этих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже, какова Она будет… Принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили Ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26:10). Она удостоена была явлений Ей ангелов; это охраняло Ее от всех зол и обогащало всякими благами… Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее» (De nativitate sanctae Mariae).

Средневековые авторы добавили рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, первосвященник ввел Ее во Святая Святых Храма, куда имел право входить только первосвященник однажды в год (Исх. 30, 10; Евр. 9, 7) — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Хотя еще в 8 веке Святитель Андрей Критский говорит, что «Деве Марии было определено для жительства и занятий рукоделием место в обители девичьей, а для молитвы же Ей не возбранялось входить во Святая святых»…

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при Храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. Вокруг храма Иерусалимского, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38:8; 1 Цар.1:28; 2:11; 4 Цар. 11:3; 1 Пар. 28:11-13; Иез. 40:45-46; Лк. 2:37) и по словам Иосифа Флавия (“Иудейские древности”, кн.8, гл.33), были построены особые помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу, а так же благочестивые вдовицы. По прошествии времени Пресвятая Дева, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа.

Церковное предание относит установление данного праздника к первым векам христианства и указывает, что императрица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но все-таки торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников. Возможно, его появление связано с деятельностью Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 году на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им «Новой» для отличия от прежней, располагавшейся около «овчей купели», напротив храма. Здесь в этом событии явственно просматривается тема замещения Ветхого Завета, его культа и жертвы Новым Заветом, где Богородица есть сама одушевленный храм.

В IV веке упоминание об этом празднике встречаем у святителя Григория Нисского. Из древнейших, относящихся к VI веку, изображений празднуемого события известны рельефы колонн кивория то есть дарохранительницы в венецианской церкви Сан-Марко. Это сюжеты «Отправление во храм», «Введение во храм», «Чудесное насыщение Марии во храме». С VIII века праздник отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. В VIII веке уже известны проповеди в день праздника Введения во Храм Богородицы святителей Германа и Тарасия, Константинопольских. Патриарху Константинопольскому Герману I почившему в 733году приписываются 2 гомилии на Введение. Широкое распространение имели также слова на Введение святителя Георгия Никомидийского. Это может свидетельствовать о праздновании этого события в Константинополе того времени. С IX века праздник получил широкое распространение на Востоке, об этом пишет Михаил Николаевич Скабалланович, русский православный богослов, экзегет и литургист, в своем фундаментальном труде «Толковый типикон».

Так же имеется проповедь Святителя Григория Паламы жившего в XIV веке, на это праздник. Святой Григорий наиболее полно богословски толкует смысл введения Богородицы во Храм в своем Слове. В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии матерью Спасителя, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма. Вот отрывок из его слова:

«Почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Окончательно в число двунадесятых праздников Введение вошло только после XIV века. Так считает архиепископ Сергий Спасский, ввиду того, что византийский писатель XII века Феодор Продром и церковный историк и монах XIV века Никифор Каллист Ксанфопул еще не включали его в это число, но уже согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI–XIV веков, он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее, даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что ее статус несколько уступает статусу служб других двунадесятых праздников.

Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику. На праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества.

В слове на праздник Введения Богородицы во Храм, святитель Феофан затворник говорит: «В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова».

Таким образом, святитель показывает, что праздник Введения становится преддверием и введением нас в тайну Боговоплощения, почитаемого в праздновании Рождества Христова.

В первой паремии праздника повествуется об устройстве Моисеем скинии Ковчега Завета и освящении их. Вторая паремия говорит об освящении Соломонова храма и внесении в Святая Святых Ковчега Завета. Третья паремия – пророчество Иезекииля о новом храме, содержащие прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что ветхозаветный культ был прообразом будущих благ, раскрывается в полной мере в литургийном апостольском чтении. Послание ко Евреям 9. 1-7. Евангельское же чтение на Литургии, в котором нет упоминания о Богородице, повествует скорее о качествах, которыми она обладала. Смысл этого чтения заключается в олицетворении тех качеств раскрытых в малочисленных Евангельских упоминаниях о Ней, то есть постоянное внимание и послушание Богу. Здесь мы видим и отголосок Предания об изучении Ею Священного Писания во время пребывании в храме Иерусалимском, но также и призыв к людям быть послушными Богу, произнесенный Ею в Кане Галилейской слугам: «что скажет Он вам, то сделайте»

Песнопения праздника — торжественны и разнообразны, их русский комментированный перевод можно найти в книге Михаила Скабаллановича. «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Основная часть их восходит уже ко времени господства Студийского устава. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»!, — составлен по подобию тропаря праздника Благовещния Пресвятой Богородицы. Так считает Алексей Афанасьевич Дмитриевский, профессор Киевской Духовной Академии, ссылаясь на Евергетидский Типикон 2-й половины XI века, в своем «Описании литургических рукописей». В богослужебных текстах праздника не только отражены, но богословски осмыслены содержащиеся в протоевангелии сведения. Известны несколько авторов богослужебных текстов на этот праздник. Георгий, архиепископ Никомидийский (IX век), составивший “Канон на Введение Богоматери” и стихиры самогласны на литии, а также поучения и похвальные слова. Преподобный Иосиф Песнописец (IX век), написавший канон предпразднству Введения во храм. Василий, архиепископ Кесарийский («малый», современник императора Константина Багрянородного, Х век) – автор второго канона празднику. Преподобный Сергий Святоградец (IX век) – автор стихиры на стиховне.

Особо можно отметить, что кроме переводов с греческого среди православных славян были в древности известны и оригинальные славянские гимнографические сочинения в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В конце IX или начале X веков в Болгарии, в кругу ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, в рамках создания славянской Праздничной Минеи был написан канон Введению 4-го гласа. Канон дошел в значительном числе рукописей (не менее 20), преимущественно в составе славянских Праздничных Миней XIII–XV веков. С распространением Иерусалимского устава этот канон вышел из употребления, оставшись важным памятником ранней славянской кирилло-мефодиевской гимнографической традиции.

Латинская богослужебная практика Введения во храм Пресвятой Богородицы обнаруживает чрезвычайно тесную связь с восточно-христианской традицией.

Так, в Южной Италии, где проживало множество православных греков, праздник отмечался с IX века. Норманны, захватившие эти земли в XI столетии, перенесли его в Англию. Однако широкое бытование праздник получил только во второй половине XIV столетия, когда французский дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер почивший в 1405, канцлер титулярного короля Иерусалима Петра I Лузиньяна, обратился к Римскому папе Григорию XI с предложением по примеру греков официально установить празднование Введения в Католической Церкви. Благословение было получено, но служба наделялась «вотивным» статусом, то есть совершалась по желанию или по обету. В течение XV века много усилий по распространению праздника во французских землях приложил король Карл V, повелевший совершать службу Введения в своей придворной часовне в Париже. В 1472 году папа Сикст IV (1471–1484) включил службу Введения в Бревиарий, впрочем, со знакомой оговоркой: как праздник по желанию для некоторых мест. Впоследствии папа Пий V (1566–1572) вовсе исключил праздничное последование. Но уже папа Сикст V в 1585 году сделал праздник Введения обязательным для Римско-Католической Церкви. Надо сказать, что к этому времени на Западе насчитывалось семь разных служб праздника. В настоящее время служба Введения, формуляр которой заимствован по большей части из общей службы Богородице, совершается в Католической Церкви без особой торжественности

Теперь обратимся к смыслу этого праздника.

Протоиерей Александр Мень в своей книге «Таинство, Слово и Образ» пишет: «В этом сказании следует искать не столько исторические факты, сколько духовный смысл, переданный языком легенды. Двир, Святая Святых Храма, был местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник. Там, во мраке, пребывала незримая Слава Господня. Двир — символ всего дохристианского богопознания. Сущий неприступен. Даже пребывая со Своим народом, Он скрывает от него Свой Лик. Но вот «ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых…». Младенец, переступивший заветный порог сам уготован стать «одушевленным Храмом». Мария предназначена быть Матерью Богочеловека, Который явит миру Лик Вечного». Отец Александр добавляет, что по ветхозаветному обычаю через посвящение Богу проходили только первенцы мужского пола.

Поэтому несколько диссонансом этому звучат слова протопресвитера Александра Шмемана, объясняющие этот праздник. В том, что родители приводят девочку в храм на посвящение Богу, отец Александр Шмеман не видит ничего удивительного. Он утверждает, что в Иерусалиме тогда все так делали, это был распространенный обычай. Привести ребенка в храм значило ввести его жизнь в соприкосновение с Богом. Задать ей конечную цель и назначение, осветив изнутри светом высших ценностей.

Отец Александр продолжает свою мысль: «Но вот, повествует церковная служба этого дня, вводят ее туда, куда никто, кроме священников, не смел входить, вводят в место, называемое «святое святых», в таинственную, священную глубину храма. Имя этой девочки — Мария. Это будущая мать Иисуса Христа, т. е. та, через которую, верят христиане, сам Бог приходит в мир, к людям, чтобы разделить их жизнь и раскрыть божественное ее содержание. Что это — сказки? Или тут что-то поведано и раскрыто, о чем иначе, в простых человеческих словах может быть и не скажешь, то, что прямо, непосредственно относится и к нашей жизни?

Вот был этот благолепный, тяжелый храм — слава Иерусалима. И веками люди верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел ее в самое священное место, и мы и сейчас поем: «пречистый Храм Спасов вводится в храм Господень». А потом, Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист прибавляет: «а Он говорил о храме тела Своего».

Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом становится человек, отныне не камни и не алтари, а человек — его душа, его тело и вся его жизнь — вот священный и божественный центр мира, вот его «святое святых». Один храм — живой и человеческий — входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.

Перемещается центр религии, более того — перемещается центр тяжести жизни. В мир входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его — божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним, ибо сам мир для него — дар Божий, данный ему для исполнения божественной судьбы своей.

С тех пор, что вошла Дева Мария в «святое святых», сама жизнь стала храмом. И когда празднуем мы праздник Введения во Храм, мы празднуем этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания. Их не стереть, не выкорчевать из человеческой памяти».

Отец Александр, говорил эти слова на радио, вещавшем на Советский Союз, и потому не мог не упомянуть об отшумевших ежегодных октябрьских торжествах посвященных революции. Он обличает всю тщетность усилий государственной машины выхолостить веру из людей разрушениями храмов или их закрытием. Он говорит, что не возможно сделать человека винтиком ибо вошедшая в Святая Святых Богородица соделала жизнь человека храмом и богослужением. Нельзя сказать, что антирелигиозная борьба совсем не преуспела в нашей стране. Церковь она разумеется не победила. Врата адовы не одолеют Ее. Хотя конечно нам надо признать, что результат атеистической борьбы все же присутствует и ощутим и в наше время. Но мы можем слова отца Александра Шмемана приложить и к своему времени, но только в ином ракурсе. Невозможно только возводя храмы, покрывая золотом купола, украшая богослужение ожидать, что храмы душ человеческих очистится от мерзости запустения. Если разрушая внешнее не возможно полностью разрушить внутреннее, то и восстанавливая только внешнее невозможно обогатить в полной мере внутреннее. Надо человеку вернуть это звание храма Божьего, а всей его жизни придать значение «гимна посвященного Богу».

 

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru