fbpx
6+

«Кризисы в истории Ветхозаветного народа»

Программа протоиерея Евгения Горячева и протоиерея Александра Степанова

«Кризисы в истории Ветхозаветного народа»

Слушайте по воскресеньям в 19.05 (повтор в понедельник в 9.00)

Передача первая

Эфир: 17 апреля 2022 г.

АУДИО

 

В программе прот. Евгения Горячева и прот. Александра Степанова речь идет об общественно-политических кризисах, которые проходит ветхозаветный народ в эпоху своего национального становления и развития государственности и о путях выхода из этих кризисов. Кризис веры, кризис судебной системы, кризис власти и многие другие дают нам замечательные уроки и образцы преодоления общественных затруднений и потрясений, которые в последствие встречают на своем пути многие другие народы. Особенность истории ветхозаветного народа заключается в том, что в его истории явно подразумевается участие Господа Бога, а исторические события раскрывают нам не просто технику политической манипуляции, но правду Божию, как видят ее пророки – авторы ветхозаветных книг. Священное Писание всегда сосредоточено на нравственных оценках действий тех или иных исторических персонажей, а не на прагматической стороне их действий. Слабый зачастую оказывается победителем сильного, Давид побеждает Голиафа, потому что не в силе Бог, а в правде. Ложь, хитрость и коварство, в конечном счете, всегда наказуемы, хотя временно могут торжествовать. Спор и логические объяснения могут иногда быть отложены в сторону перед лицом тех людей, уши и глаза которых закрыты. Пророк зачастую предпочитает дать возможность Богу совершить Свою Правду. Уроки Священного Писания будут до скончания века учить и питать наш ум и обострять нравственное чувство, но особенно они важны для нас в периоды кризисов и испытаний, которые Бог попускает нам для нашего вразумления и покаяния.

 

Протоиерей Александр Степанов:

Пост – время молитвы и богомыслия, чтения и размышления над Священным Писанием. Поэтому и мы с протоиереем Евгением Горячевым, кандидатом богословия, преподавателем СПбДА, специалистом по Ветхому Завету, предлагаем нашим благочестивым слушателям отправиться в путешествие по Библии. Но в силу огромности библейского материала, мы избрали для нашего небольшого цикла цепь сюжетов, объединенных ситуацией кризиса, переживаемого народом. Этот кризис может носить драматический, и даже трагический характер, может быть просто затруднением жизни, но в преодолении кризиса отбрасываются неизбежные заблуждения, очищается истина, открывается новая перспектива дальнейшего пути и новая глубина богообщения. Из нашей собственной индивидуальной жизни мы знаем, что именно преодоление трудностей, потерь, переживание страданий по-настоящему углубляет человека, делает его милосердным, всепонимающим. На мой взгляд, самое страшное в жизни народа (и отдельного человека) – бессмысленное страдание. Осознание не только неизбежности страдания, но и его очистительной, преображающей силы, может сделать испытание поистине блаженным. Отказ от поиска смысла страдания, от признания своей личной ответственности за происходящее зло может привести только к самозамыканию человека, озлоблению на окружающий мир и, в конце концов, на Бога. То же происходит и многократно повторяется в истории ветхозаветного народа. Проводя его через череду кризисов, Бог приучает его к творческому осмыслению собственной истории.

После этого краткого вступления я предлагаю отцу Евгению перейти к первому сюжету.

 

Протоиерей Евгений Горячев:

Я предлагаю в качестве первого сюжета  историю 18 гл. книги Исход. Напомню, Израиль наконец-то оторвался от преследователей, фараон потонул, их оставили в покое, Амалик сброшен со спины, и они замирают перед горой Божией, местом, где будет получено Откровение.

Всем известно, что Моисей был женат на дочери Мадиамского жреца Иофора. … Брак трудно назвать счастливым: после некоторых событий Сепфора от него уходит и Моисей возвращается в Египет один и пребывает там в течение года. И вот, когда он выводит уже народ и оказывается у горы Божией, Иофор, узнав, что Моисей проходит мимо этих мест, берет свою дочь и двух детей Моисея и движется им навстречу. … Интересно, что дальше Писание ничего не говорит об отношениях Моисея и Сепфоры (в отличие от Авраама и Сары). Моисей исполнил свой долг, родил детей, но никакой душевной близости со своей женой он, похоже, не имел. Поэтому текст из последования Таинства брака «соедини их как Моисея и Сепфору» звучит для меня довольно странно и двусмысленно. Так вот, Иофор идет навстречу, они встречаются с Моисеем, обнимаются, делятся новостями и затем, на этот эпизод я бы хотел обратить особое внимание, совершают совместное богослужение. А надо учитывать, что Иофор – это мадиамский священник, не иудей по крови и не иудей по убеждениям. Даже если этот конкретный мадиамитянин знал мистически истинного Бога за пределами еврейского народа, он все равно совершает служение Ему по своему ритуалу. Т.е. в каком-то смысле мы сталкиваемся с древнейшим экуменическим ритуалом. Потому что старейшины приходят есть хлеб вместе с тестем Моисея, и они вместе приносят жертву. Это пронзительный момент.

Моисей на следующий день решается разбирать дела израильтян, и весь народ стоит перед ним в течение целого дня. Иофор говорит Моисею: «Что это такое делаешь ты с народом? Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобой с утра до вечера? … Нехорошо ты это делаешь. Ты измучишь и себя, и народ сей, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его». Это первый кризис, кризис судебной системы. И на это указывает человек со стороны. Повторяю, не только не еврей по крови, но и другой по вере… Вот это поражает больше всего! Моисей мог бы отмахнуться. Ну да, он уважает тестя, потому что он старше его, он по-человечески привязан к нему, потому что он дед его детей, может быть, он даже симпатичен ему по каким-то человеческим качествам, но Моисей с Богом говорит каждый день, как ни один человек на земле. Он давно перерос этого языческого священника, но есть какое-то сродство духа, и он покоряется ему. Ведь Моисей не покоряется никому: он Аарону не покоряется, фараону не покоряется, он Мариам не покоряется, он ссорится со всеми, со всем Израилем, а вот к этому человеку прислушивается. Есть что-то общее с историей Авраама и Мелхиседека. И этот пример наводит на мысль, что мы можем позаимствовать из другой мировоззренческой системы, концепции какие-то вещи приемлемые для нас, христиан, если это действительно разумно.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru