Прямой..." />
Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Прямой эфир: 20 января 2013 г.
Александр Крупинин: Сегодня мы беседуем с протоиереем Александром Дягилевым, настоятелем храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского в Красном Селе. Отец Александр, главное событие недели – это праздник Крещения Господня, связанные с ним богослужения и прочие обряды.
Протоиерей Александр Дягилев: Да, Крещение – это православный экстрим! Такого массового паломничества за водой, как в Крещение, не бывает даже на Пасху, когда народ желает освятить куличи. Вблизи нашего храма – озеро Безымянное, вечером в праздник я освящал озеро (после Литургии и водосвятия в храме), холод лютый (крест практически примерз к рукам). Было впечатление, что приехали люди со всего города, тысячи людей, все озеро заставлено машинами, и народ массово полез в прорубь. Конечно, не все эти люди на озере – верующие, но я служил молебен, и, может быть, через молитву кто-то приобщится к Божией благодати. Вот когда привозили пояс Пресвятой Богородицы, было огромное количество народа, но что это за люди? Да, это великая святыня, но в каждом православном храме есть святыня, которая выше, чем пояс – это Тело и Кровь Господня, выше Евхаристии ничего нет. Можно побывать во множестве святых мест и приложиться к сотням святынь, но Иисус Христос – выше любого места и любой святыни. Действительно, благодать Божия присуща освященной воде, это таинство (одно их самых важных таинств Церкви) действительно работает, но главное в жизни христианина – это исповедь и причастие. Я задаю себе вопрос: почему нет таких толп народа, как к проруби, в очереди к Чаше с Причастием? К сожалению, таинство превращается в суеверие, некую традицию, традиция – в азарт, даже считается, что прощаются «автоматом» все грехи, стоит только окунуться в прорубь на Крещение. Замечу, что канона о необходимости купания в праздник Крещения не существует. Нужна вера в Бога, а не в купание.
АК: 12 января, впервые после раскола, в Патриаршем Успенском соборе Кремля была совершена Божественная Литургия древнерусским чином. Какое это имеет значение, каковы наши отношения со старообрядцами?
АД: Да, потеря единства христиан – это большая трагедия, ибо ни о чем так Христос не молился в Своей первосвященнической молитве, как о том, чтобы все были едино. Обратите внимание, что все наши церковные расколы происходили по поводу обряда. Если в Византии расколы были вероучительные, то на Руси почему-то получалось, что главное – как сложить пальцы и в какую сторону идти крестным ходом. Может быть, это связано с тем, что в Византии были духовные школы, а Русь только-только приняла крещение, своих богословских школ у нас как-то не сложилось. И когда Византия пала, мы получили нечто, что сами толком оценить не смогли, и чтобы как-то это сокровище сохранить, решили лучше хранить форму (тогда, может быть, сохранится и содержание). На мой взгляд, любой шаг, направленный на примирение, на восстановление единства – это хорошо. Таким шагом оказалось единоверчество, когда часть старообрядцев вернулась в Церковь при условии сохранения старого дониконовского обряда. Сам митрополит Коломенский Ювеналий, который возглавил Божественную Литургию 12 января, происходит из старообрядцев, со старым обрядом хорошо знаком, он умеет и знает, как служить по-старому. Очень хорошо, что эта служба состоялась в Успенском соборе Московского кремля, это, безусловно, шаг к примирению, хотя сейчас старообрядцев вообще осталось мало.
Вопрос слушателя: в дайджесте новостей была информация про католиков, которые с 1908 года молятся о единстве всех христиан, на молитву собираются все конфессии, включая евангелистов, лютеран, баптистов, пятидесятников, православных и прочих. Разве не могут православные тоже молиться вместе со всеми конфессиями?
АД: То, что христиане расколоты до такой степени, что подчас мы начинаем ненавидеть друг друга – это не нормально, это очень плохо. Но единение должно быть в истине, а не любой ценой. Мы не можем отступать от истины и должны стремиться, чтобы те, кто по какой-то причине отделился от нас, вернулись в единство с нами. Мы успешно сотрудничаем с другими конфессиями в плане социального служения. Но относительно того, чтобы служить вместе – существует 45-ое Апостольское правило, которое говорит, что нельзя молиться с еретиками. Кто такие еретики? Апостольское правило имеет в виду ранние ереси гностического толка. Еретики, по Василию Великому, это те, кто совершенно чужд православной веры и кого мы принимаем в Православие только через Крещение. Но католики и лютеране, которых мы все-таки не перекрещиваем, для нас – христиане.
АК: Я слышал, есть такое правило, что если католик умирает и нет поблизости католического священника, то православный священник может ему дать причастие.
АД: В 1965 году было принято решение на нашем Синоде, как ответ на решение, принятое на Втором Ватиканском соборе, что если в православной стране католик хочет причаститься перед смертью и нет католического храма, то православный священник может дать ему причастие, не требуя перехода в православие. Аналогичным образом, православный человек в экстремальной ситуации может рассчитывать на причастие католического священника без перехода в католичество. Но в начале 1990-х годов это решение у нас в одностороннем порядке было приостановлено.
АК: Несколько слов по поводу ухода на покой архиепископа Команского Гавриила, экзарха Вселенского Патриарха для православных русских церквей в Западной Европе, что это за архиепископия, откуда она взялась и какое отношение она имеет к русским?
АД: Когда наши эмигранты массово покидали Россию в конце гражданской войны, большая часть их оказалась в Югославии и часть во Франции. В Югославии был созван Временный Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), который создал то, что мы сейчас называем Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), с которой мы объединились 5 лет назад. Другая же часть, во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским), оказавшаяся во Франции, в связи с невозможностью церковного общения с Москвой решила временно перейти под управление Константинопольского Патриархата, сохранив русскую традицию, они служат не по греческим обрядам. Возглавляет русский Экзархат Константинопольского Патриархата архиепископ Команский, его титулатура – по названию местечка Команы в Абхазии, где окончил свои дни святитель Иоанн Златоуст.
Вопрос слушателя: Как в Абхазии обстоит дело с православием?
АД: Ситуация в этом крае очень сложная. И в Абхазии, и в Южной Осетии сейчас одни раскольники. Там существуют канонические митрополиты, епископы Грузинской Православной Церкви, но они находятся в изгнании, вход в храмы Абхазии и Южной Осетии им запрещен, ситуация крайне сложная, и их будущее зависит от того, как будут развиваться политические события.
Я очень надеюсь, что наш эфир, в частности, будет способствовать общехристианскому единству, и мы будем любить друг друга в любом случае, даже при всех наших несогласиях.
Текст: Н.М. Лукьянова