fbpx
6+

Космология эпохи Возрождения и Нового времени

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Христианская космология»

Гость: Алексей Всеволодович Нестерук

Тема: космология эпохи Возрождения и Нового времени

Эфир: 3 февраля 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена проблемам беспредельности/бесконечности вселенной, непознаваемости космоса, появления гелиоцентризма и умаления гео- и антропоцентризма, а также экзистенциальному измерению космологии эпохи Возрождения и Нового времени.

 

Алексей Нестерук:

 

Изучая историю астрономии как введение в космологию необходимо занять нейтральную эпистемологическую позицию по отношению к положениям астрономии Птолемея или Джордано Бруно. Несомненно, с современной точки зрения их космология была неполна и содержала непроверяемые элементы. Но, если мы остаемся в собственно исторической перспективе познания, мы должны воздержаться от подобных оценок, принимая и не отвергая их теории. Исторический взгляд предполагает суждение о теориях не с позиции настоящего, а прошлого. Если же мы будем судить об истории астрономии с позиции настоящего, мы неизбежно введем в подобный дискурс ограничения, искажающие смысл теорий как исторических фактов. То же самое может быть высказано по отношению к современной космологии.

В этой связи стоит указать на интересное «современное» истолкование Гейзенбергом знаменитого конфликта Галилея с Римско-католической церковью, где он проводит интересную параллель между изменениями мировоззрения, вызванными научным и техническим прогрессом, и проблемой стабильности общества,  основанной на соблюдении традиционных представлениях о мире (например, на  религиозной традиции). Гейзенберг связывает перспективу новых космологических  представлений о месте человека во вселенной, следующих из системы Коперника и Галилея, с риском затмения осознания целостности мироздания в отдельном человеке, так что живое сообщество может пострадать и даже возникнет угроза его распада.

Несмотря на то, что наблюдаемая изотропия вселенной связана с нашим случайным положением в космосе, естественнонаучная установка о том, что мы не занимаем во вселенной выделенного места (из которого вселенная выглядит для человека изотропной), является ведущим мотивом исследования со времен научных революций XVII века, проникшим в современное космологическое мышление, переносящее локально наблюдаемую изотропию вселенной на все возможные положения в ней. Суть этого императива и выражается с помощью космологического принципа, называемого иногда принципом Бруно, принципом Коперника, принципом единообразия, принципом неразличимости, принципом «посредственности», математическая суть которого сводится к постулату об однородности и изотропности пространства вселенной и крупномасштабной структуры ее вещества на масштабах скоплений галактик. Легко сообразить, что любая научная методология, претендующая на постижение вселенной, в целом является осмысленной только в том случае, если постулирован космологический принцип. Действительно, для того, чтобы применять установленные на Земле физические законы к удаленным в пространстве и во времени областям вселенной, необходимо постулировать однородность вселенной, а также однородность объектов, подпадающих под физическое описание. Кантовская идея о том, что сознанию присуща телеология в объяснении единства природы, может получить здесь простое антропологическое объяснение. Речь идет о целостности нашего осознания вселенной: поскольку вселенная предстает в сознании как некое неустранимое сингулярное целое по факту самой физической жизни (как ее внешний горизонт), естественно полагать такую же целостность в отношении вселенной, но трактуемой как «объект» (то есть как интенциональный  коррелят сознательной жизни в естественной установке сознания).

Тот факт, что трудность в размышлениях о вселенной в целом является скорее эпистемологической проблемой, чем предметом рассмотрения естественных наук, был понят давно, таким мыслителем, например, как Николай Кузанский. Его концепция «ученого незнания», соответствующая апофатическому методу в познании, пришла из астрономических и космологических рассмотрений, и ее эпистемологический смысл был указанием на пределы разума и те затруднения, которые он вынужден испытывать, имея дело с концепцией вселенной.

Действительно, человек имплицитно присутствует во всех положениях космологии, поскольку вселенная как предмет космологии подразумевает присутствие человека как познающего субъекта. Вселенную нельзя рассматривать как объект в смысле классической физики, то есть как облеченную в вещество сущность, чьи свойства инвариантны по отношению к пространству и времени. В свете этого известный Коперниканский «поворот» в описании астрономической вселенной (на основании отрицания некоего выделенного взгляда на вселенную) представляет собой определенную попытку приписать вселенной телесные черты, перенося это качество с непосредственно доступной Земли на далекий космос. Поскольку человек привязан к Земле, то вселенная соотносится не только с человеком как таковым, но с телесным и земным существованием.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru