Главная цель верующего

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 6 июля 2017 г., 20:30

АУДИО

 

Вопросы:

 

— Праздник Рождества Иоанна Предтечи.

 

— Есть брошюры, написанные в «духе Ветхого Завета», суровые по содержанию, в «духе Книги Иова».

 

Протоиерей Александр Рябков:

Не стоит бояться «духа Ветхого Завета». Ветхий Завет надо читать, и надо читать книгу Иова. Книги Ветхого Завета – пророческие, учительные – они очень философские. Чего нам в нашей жизни не хватает, так это философского взгляда.

 

— Главная цель верующего.

 

Протоиерей Александр Рябков:

Главная цель верующего в Бога человека – это установить постоянное общение с Богом. Для этого человеку необходимо прилепиться к Богу всей душой. Это значит жить Богом, то есть связывать с Ним все свои действия, помыслы и чувства, а также ощущать себя в постоянном присутствии Его. Все свои чувства и ощущения мы сводим к их первоначальному Источнику. Бог вложил в нас душу, и, обратив все ее стороны к Нему, мы возвышаем все ее проявления.

Общение с Богом очищает человека от коросты материальности на его душе и подает возможность смотреть на все земное с высоты небес. Любовь к Богу подает жизнь с избытком. Сама по себе Любовь – это избыточествующая реальность. Она порождает Радость, которая по сути своей и есть ощущение реальности бытия. Мирская печаль – это потеря чувства реальности. Печаль о Боге – это жажда Бога. Это любовь к Нему. Она несет вдохновение. И если даже в молитве есть слезы, – это слезы не скорби, а слезы восторга. Хотя, конечно, в них есть переживание милосердия Божия и нашей отдаленности от полноты богообщения, которое в малой мере стало нам вдруг понятно.

На этом пути перед человеком стоит задача устранить отчуждение от Бога и Его творения. Мы помним евангельский призыв быть как дети. Невинный ребенок имеет сознание, не скованное логикой, и в нем нет разделения идеального и реального. Вместе с взрослением в сознание проникают признаки разобщенности этих двух сторон жизни. Внутренний мир взрослого человека уже выстроен на прагматизме и попадает в рабство обыденности. Сознание христианина противоположно всему вышеперечисленному. Оно более широкое. В нем сочетаются чистая детская душевная восприимчивость, которая и есть религиозность без доказательств, и жертвенный стоицизм, которому свойственны моральный героизм и религиозный экстаз.

Так достигается освобождение от темной страстности и тесное единение с творением и Творцом. В этом единении причинно-следственные связи сами по себе уже не занимают большого места в сознании. И потому тягостная рутина ежедневности перестает мучить и тяготить человека. Отношение к людям и всему окружающему меняется. Все воспринимается в своей неповторимости и одновременно в своей всеобщности. Данная полярность порождает в душе полное и плодотворное сопряжение личности с  тварным бытием. Сопричастность всему существующему переживается ощущением конкретности и единственности каждого момента жизни. В глубинах души раскрывается подлинное счастье, которое отражается в понимание себя и ближнего. Человек становится в центре своей жизни. Он управляет своими действиями, а не страсти и их последствия, предрешающие его поступки. Если духовный труд по осмыслению жизни перестанет быть чем-то необычным для человека, тогда и труд внешний, освященный духом, перестанет быть серой рутиной, но всегда будет дорогой человека к самому себе и Богу.

Труд души насущно необходим для становления личности и, как следствие, для ее благополучия. Созерцание и созерцательность – неотъемлемое проявление этого труда. Обновление угла своего духовного воззрения на жизнь важнее нового приобретения или внешнего успеха.

Например, нам всегда легко восхищаться видами гор или моря. Без труда в сердце входит радость от созерцания сельского пейзажа, особенно если в нем присутствуют река или озеро. Старые городские улицы приковывают внимание архитектурными особенностями, не свойственными нашему времени. Но и сами эти особенности завораживают лишь потому, что они олицетворяют прошлое, у которого есть свои мифы, легенды и предания. Вчера – это уже прошлое и потому у всего есть своя история. Цвет, линия, форма лишь разрозненный строительный материал. Чтобы разглядеть необычное в обыденности, требуется умение наделять видимое мифом, легендой, преданием, то есть Духом.

Возвышенное мироощущение от восприятия природы беспрепятственно осуществляется в наших душах. Романтическое настроение от лицезрения рукотворного мира происходит благодаря некоторой душевной работе. Здесь особую важность имеют не реальные качества видимого, а способность видеть скрытую красоту в настоящем, наделяя его иррациональным содержанием, возвышенной разумностью и надмирным смыслом.

Жизни требуются удивление и благородство. Удивление от жизни внешней и благородство в жизни внутренней вместе с благодарностью ведут к жизни созерцательной. Созерцание – это раскрытие в окружающем мире его собственного содержания. Созерцание – это отречение от страстного и потребительского интереса к окружающему миру. Созерцание – это отказ от желания, чтобы все служило мне, и пробуждение в себе желания служить. Созерцание – это бескорыстная любовь к Творцу и Его творению.

 

— Моя приятельница зашла в церковь на Невском проспекте, где дорогие записки – на Афон собирают. Что это за церковь? Там написано, что православная. Там мальчики красивые, просят полторы тысячи за записку на Афон, но таких денег нет. Это церковь или что-то подложное?

 

Протоиерей Александр Рябков:

Это не церковь, это некий бизнес-проект, располагаются эти «церкви» не в храмах, а в каких-то комнатах. Одно время они собирали деньги якобы «у мощей святителя Николая», теперь – «на Афон». Это обман.

 

— Как Иоанн Креститель крестил людей?

 

— Иоанн Предтеча был трезвенником. Почему мы не следуем этим путем?

 

— Как объяснить человеку минусы свободного воспитания?

 

— Причастия хватает на 2-3 дня. Как быть?

 

Протоиерей Александр Рябков:

Понимаете, подойти к Причастию, к Чаше, не причастившись Богу в жизни – в молитве, в раскаянии, в прощении обид, в добром слове, в благодарности – нельзя. Если мы не причастились Богу через благодарность, через смирение, через покаяние, через любовь, через внимание к ближнему – то что даст нам причастие из Чаши? Через благодарность, через смирение, через покаяние – во всем этом осуществляется причастие Богу и оно завершается у Чаши. И дальше – оно также и сохраняется.

 

 

— Как Вы относитесь к книге «Перед порогом смерти»?

 

— Опыт клинической смерти описывается в Иосифо-Волоцком патерике. Там документированные рассказы людей, которые несколько дней были мертвы. 9-й том Библиотеки литературы Древней Руси в интернет уже выложен, можно почитать.

 

— Я давно верующий, но спасение так и не обрел. Как обрести спасение и есть ли какая-то гарантия?

 

Протоиерей Александр Рябков:

Гарантии – они сегодня есть, а завтра их отобрали. А вот доверие – это более широкое понятие.

 

 

— Я слышал высказывания, что люди верующие, православные не должны ходить на демонстрации и выступать против власти. То есть, если власть от Бога, то против власти выступать – значит выступать против Бога?

 

 — Я последнее время много молюсь. Но сейчас не могу заставить себя молиться. Посоветуйте, что делать.

 

— Считать себя оригинальным является ли гордыней?

 

— У всех бывает, что и молитвы читать не хочется, и в церковь не хочется идти. Заставлять себя нужно, правильно?

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru