«Этот спектакль о том, что нас может объединить – боль объединяет»

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»

Эфир 25 ноября 2017 г., 21:00

АУДИО

 

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» поставил оперу Вано Мурадели «Октябрь» под названием «Октябрь ..17».

 

Марина Лобанова:

Главная героиня – Марина. Главный женский образ – всегда образ России. Женская линия – она же патриотическая. Но с этим образом много непонятного. Мы так и не поняли, почему Марина ушла от белого (Бориса) к красному (Андрею). Но уход этот необъяснимый – он и красноречив в этой необъяснимости. И уходя от Андрея к Борису, она и предает Бориса, доносит на него. Прийти к большевикам можно только через совершение предательства…

 

Юрий Александров:

Вы знаете, тут есть связь и с моим личным опытом, и с моей семьей. Моя бабушка была смолянкой, то есть она училась в Смольном институте. Я ее не застал – она умерла в блокаду. Но мне мама рассказывала, что когда началась революция, а у бабушки была еще сестра – Сусанна, … вот Мария и Сусанна, их в числе других, красноармейцы вывели на улицу и предложили выбрать себе женихов. А они все были из хороших домов и даже не представляли себе, что так можно. Но стоял пулемет… Некоторые девочки испугались. Среди них были две мои бабушки – моя родная бабушка и двоюродная. Они вышли, и одна связала свою судьбу с таборным цыганом – и появилась мама и я вслед, а вторую взял в жены денщик, дядя Федя. Мои бабушка и дедушка умерли в блокаду, дедушка был замечательным музыкантом, реставрировал инструменты, был настройщиком в Филармонии. Дедушка и бабушка умерли в блокаду, я их не видел, а вот дедушку Федю и бабушку Сюсю я видел и запомнил. Они прожили вместе больше 50 лет… Когда у них начинался какой-то конфликт, она ему говорила «ты – подзаборное семя», а он ей «а ты – белая кость, жаль, что я тебя не пристрелил.

Юрий Александров:

А Марина – она была на фронте, сестрой милосердия, она была обожжена войной… Но вот еще одна подробность – девочки-смолянки, которые «выбрали себе мужей», их отпустили, а остальных – расстреляли красноармейцы у них на глазах. И моя бабушка рассказывала, что самое страшное, что она запомнила – как отлетали косы, отстреленные от головы. Потому что все девочки носили длинные косы. И вот они смотрели, как девочки падали и как летели в разные стороны косы. Если бы я снимал фильм, я бы обязательно сделал этот эпизод, он для меня знаковый. И когда я занимался партитурой – всплывали какие-то семейные истории, и они меня очень терзали.

В этой нашей истории, и великой, и жуткой, пострадали все – нет тех, кто бы выиграл…

 

Цезарь Антонович Кюи

 

Марина Лобанова:

Будет ли возможность увидеть эту постановку в Петербурге еще раз? И мы должны в конце рассказать и о других спектаклях, должны пригласить на что-то. На что приглашаете в конце этого года и в начале следующего?

 

Юрий Александров:

Сейчас мы ставим «Октябрь 17-го» в Сербии. Возможно, мы повторим и в Петербурге, но только весной.

И, резко меняя тему: 23 – 24 декабря у нас будет первое  исполнение в России оперы Цезаря Кюи «Кот в сапогах». Будут коты, будут людоеды… Очень красочный спектакль. Немножко надо впасть в детство.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru