Эстетика иконы и художественные принципы авангардного искусства

Программа Юлии Анохиной и Елены Володченко

«Обратная перспектива»

Гость: Виктор Владимирович Барашков, кандидат философских наук, религиовед, член ассоциации искусствоведов, доцент Московского государственного строительного университета

Тема: эстетика иконы и художественные принципы авангардного искусства

Эфир: 24 марта 2024 г.

АУДИО

 

Выпуск программы посвящен вопросам о том, как художники XX века, чьи открытия во многом повлияли на современное христианское искусство, осмысляли «открытую» на рубеже XIX-XX вв. древнерусскую иконопись, как они воплощали в своих проектах иконописные принципы, и, в частности, принцип обратной перспективы. В качестве примеров воплощения взаимодействия эстетики иконы и живописи рассматриваются произведения Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина и Н. Гончаровой.

 

Виктор Барашков:

 

Во второй половине XIX века возникает интерес к древнерусской иконе, пока еще не раскрытой от позднейших слоев записи. Поскольку возрождение интереса к иконе связано с археологическими разысканиями, с интересом к отечественной истории, то икона воспринималась, прежде всего, как памятник древней культуры. Началось коллекционирование икон. При епархиях начали формироваться древлехранилища, появились первые личные собрания. Коллекционированием занимались не только православные, но и старообрядцы. Позднее такого рода коллекции стали возникать и в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. Однако сначала интерес исследователей относился, прежде всего, к тем сюжетам, которым посвящены иконы. Например, знаменитая иконографическая школа Н.П. Кондакова детально исследовала различные изводы изображения Спаса Эммануила, изображения Богоматери с Младенцем. Однако сначала речь не шла о художественных особенностях иконы. И на самом рубеже XIX – XX вв. стали использоваться старообрядческие методы реставрации, и открылась красота первозданного света икон. Открылось, что за этой, на первый взгляд, «неумелостью», «примитивностью, как это считалось в XIX веке, скрывается высокое искусство, с его глубиной – как художественной, так и метафизической. Стало понятно, что икона – это и богословский, и художественный шедевр одновременно.

 

См. также:

«То искусство, которое несет в себе христианский дух»

В программе «Обратная перспектива» Юлия Анохина и Елена Володченко беседуют с Виктором Барашковым. Эфир 25 февраля 2024 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru