6+

«Два капитана: жизнь книги и ее героев»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 109

Эфир 27 марта 2019 г., 10.45

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

Как мы уже рассказывали, в рамках большого северного проекта компании «НорНикель» есть еще один подпроект, посвященный литературе – литературе Севера и литературе о Севере. Он называется «Читаем Север». В рамках этого литературного проекта проходили и круглые столы, и издавались книги, а сам проект двигается по нарастающей. В каком-то смысле его кульминацией стало переиздание самого, наверно, известного «северного» произведения – романа Вениамина Каверина «Два капитана». Но организаторы проекта не ограничились просто переизданием текста. Дополнением к нему служит «Энциклопедия романа “Два капитана”», которая дает обширный научно-популярный комментарий как к  самому роману, так и к событиям, в нем описываемым, к прототипам героев, к облику страны и времени, в котором издавался роман.

 

К выходу в свет этого расширенного издания также в рамках проекта «Читаем Север» в Российской национальной библиотеке была подготовлена выставка «Два капитана: жизнь книги и ее героев», которая открылась 21 марта 2019 г.

 

 

Рассказывает куратор выставки, ведущий специалист по библиотечно-выставочной работе РНБ Дмитрий Алексеевич Николаев:

 

«Условно выставку можно разделить на три части, и я начну с того зала, где мы с вами сейчас находимся – с зала Корфа. Здесь можно проследить историю написания этого романа, проследить историю людей, реальных людей, которые послужили прототипами двух наших капитанов. В частности, здесь у нас представлены Михаил Ефимович Лобашов, со знакомства с которым Каверина и началась история написания этого романа. В значительной степени жизнь Сани Григорьева, особенно ранние годы, они напрямую связаны с Лобашовым. Он тоже был нем от рождения, он тоже воспитывался в приюте. То, что касается увлечения нашего капитана авиацией, здесь Каверин консультировался с Самуилом Яковлевичем Клебановым, геройски погибшим в годы Великой Отечественной войны. И надо упомянуть о тех трех людях, которые послужили прототипами капитана Татаринова. Это Георгий Седов, Георгий Брусилов и Владимир Русанов. Все эти три экспедиции пропали накануне Первой мировой войны в 1913-1913 годах, и Каверин в значительной степени ориентировался на каждого из этих людей, когда создавал образ своего капитана Татаринова. В частности, маршрут шхуны капитана Татаринова «Святая Мария» почти полностью совпадает с маршрутом экспедиции Брусилова. Сопровождавший Брусилова штурман Альбанов благополучно вернулся из этой экспедиции, в отличие от большинства членов экипажа, и благодаря его дневнику мы знаем подробности этой экспедиции. Основываясь на этом историческом документе, Каверин создал дневник своего штурмана Климова, известного нам в романе.

 

Первые публикации романа относятся к 1938-39 годам, и здесь они представлены. Это журнальные публикации. Первый том книги вышел в 1940 году, незадолго до Великой Отечественной войны. Работу свою Каверин закончил уже в 1944 году, и в 1945-м мир увидел полную публикацию романа уже в двух томах. Она у нас здесь также представлена.

 

Центральная витрина посвящена девизу романа – «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Его мы тоже, конечно, обойти стороной не могли. Еще стоит сказать о том, что у нас представлено на площадке перед залом Корфа – это две известные экранизации романа 1955 и 1976 года. Экранизация 1976 года очень близка к тексту романа. Вероятно потому что это не фильм, а скорее даже небольшой сериал. Он шесть серий насчитывает. Следует также упомянуть об опере Григория Шантыря и о мюзикле «Норд-Ост», трагически известному по событиям октября 2002 года. Не упомянуть об этом тоже было бы неправильно.

 

Также у нас отмечены знаковые места романа – представлены Ленинград, Москва, Пермь, ну и само собой Энск, в котором писатель отобразил родной ему Псков.

 

И заключение хочу сказать, что прямо под нами, под залом Корфа, расположена выставка отдела картографии «Карты Севера» – это такая третья часть, самостоятельная часть нашего проекта, на которую тоже стоит взглянуть».

 

На выставке представлены не только разные издания романа, фотографии и биографии прототипов героев романа, но и подлинные морские предметы – штурвал, кортик, морская фуражка образца 1941 года, настоящая арктическая карта. Все это предоставлено вдовой писателя Виктора Конецкого Татьяной Валентиновной.

 

Как уже было сказано, в основу истории экспедиции капитана Татаринова и шхуны «Святая Мария» легла история полярной экспедиции Георгия Брусилова и шхуны «Святая Анна». Это  была попытка впервые полностью пройти Северным морским путем под Российским флагом. К сожалению, неудачно.

 

К слову, буквально через несколько лет впервые успешно этот путь прошел Борис Вилькицкий на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», и почти в это же время пароходное судно «Соломбала» за одну навигацию совершило грузовой рейс с обе стороны по этому пути, доказав возможность перевозок из Сибири в Архангельск даже в условиях Гражданской войны.

 

Подробно мы об этом говорили в беседе с историком Никитой Кузнецовым, когда обсуждали его статью в северном номере журнала «Звезда» «Белые в Арктике».

 

См. здесь

 

В дальнейшем на основании результатов этих походов будут организованы знаменитые Карские экспедиции. Об этом мы также подробно рассказывали, когда освещали шестую выставку проекта «Иртыш течет на север» в Омске.

 

См. здесь

 

Спаслись со шхуны «Святая Анна» только два человека – штурман Альбанов и матрос Конрад. Каковы в действительности были обстоятельства этой экспедиции, взаимоотношения членов экипажа, неясно, но эта загадочность позволила писателю проявить фантазию и использовать в качестве прототипов героев романа участников экспедиции.

 

Однако реальная жизнь всегда гораздо запутаннее и неожиданнее самых смелых фантазий. Особенно, когда дело касается путешествий в экстремальных условиях.

 

 

Об этом рассказывает почетный полярник России, к. ф.-м. н. Виктор Ильич Боярский, в 1998-2006 годах директор музея Арктики и Антарктики, председатель Полярной комиссии РГО.

 

«Редкий из нас не читал этой книги. А я здесь представляю экстремальное крыло полярных путешественников.

 

Эта история замечательная. Замечательная, прежде всего тем, что она дала очень мощный толчок молодым поколениям определить свой путь в жизни. Про Саню Григорьева знают все, а в нашей полярной среде получается так, что когда идешь в экспедицию, и какие-то проблемы со снабжением, то всегда называют этих людей, которые отвечали, Татариновым. Тем, другим, братом, который не очень хорошо себя повел в этой книге и в жизни.

 

Вы, наверно, все знаете эту историю, которая легла в основу этого замечательного романа. Она имел свои реальные очертания. В основном это касалось экспедиции Брусилова. Это одна из загадок Арктики. «Святая Анна» до сих пор не найдена, никаких следов не обнаружено. Арктика хоть и прячет все, но потом в конце концов когда-то кто-то может найти, какие-то следы, также, как это было когда-то с экспедицией Делонга, когда были найдены останки «Жанетты». А здесь нет, куда исчезла, разные предположения высказывались. Разные истории придумывали, что яхта освободилась потом ото льдов и была захвачена немцами, потом людей видели в Париже – разные всякие конспирологические истории. Но, тем не менее, загадка эта остается до сих пор загадкой, также как и причина того, что Альбанов ушел, покинул яхту. Называются разные причины, в том числе и конфликт из-за Ерминии (Ерминия Александровна Жданко, медик экспедиции). В общем, история очень и очень драматичная, особенно поход Альбанова к Земле Франца-Иосифа в течение трех месяцев. Я читал книгу, и вы, наверно, тоже читали – «На юг, к Земле Франца-Иосифа». Замечательная книга, которая написала Альбановым. Понятно, что путешествовать по льдам само по себе очень сложно, но как получилось так, что группа матросов покинула его, забрав все основное, и как потом они встретились, и Альбанов, волею судьбы, оказался в одной лодке с Конрадом, т.е. тем человеком, который его предал. Альбанов грозился его застрелить, но тем не менее этого не сделал. И они вдвоем уцелели. Еще одна история, похожая на сказку – спасение чудесное с острова Нортбрук, с мыса Флора. Я в этих местах много раз бывал.

 

И я расскажу о том, что, может быть, не многие знают. В 2010 году на Земле Александры были найдены останки экспедиции. Там был найден скелет и были найдены личные вещи группы, которая шла вместе с Альбановым. Получилось так, что из восьми человек, которые остались вместе с Альбановым, четверо пошли на каяках, а четверо пошли берегом. И наши ребята из клуба «Живая природа» в 2010 году полетели туда на мыс Ниль и чудом, благодаря тому, что происходит деградация ледников и климатические изменения, ледник отступил, и на морене они нашли эти вещи, которые были скрыты долгие сто лет от взглядов, от исследователей. Они нашли это, и эти уникальные экспонаты находятся в Архангельском музее. И это свидетельство той эпохи, той экспедиции.

 

 

А огромная заслуга Каверина в том, что он смог эту историю изложить так, что это интересно читать от самого маленького возраста до седин. И можно это перечитывать, и перечитывать, и перечитывать, потому что Арктика есть Арктика. Я считаю, что это очень важно в наш бурный век смещения приоритетов и ценностей, чтобы возвращать к истокам людей, молодых особенно, чтобы они знали, как можно достойно жить, прожить жизнь и сохранить главные черты и то, что воплощено в этом замечательном лозунге «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Это задевает за живое, это должно жить, и пусть это живет».

 

 

Выставку «Два капитана: жизнь книги и ее героев» могут посетить все читатели РНБ до 14 апреля 2019 года.

 

А мы в нашем следующем выпуске продолжим рассказ об Энциклопедии романа «Два капитана», выпущенной издательством РОССПЭН в марте 2019 года.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru