fbpx
6+

«Богослужение – это потом. Сначала…»

Программа «Неделя»

Гость: протоиерей Александр Дягилев

Прямой эфир 18 июля 2021 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

— умер Петр Мамонов

— православие и рок-музыка

— могут ли актеры и рок-музыканты быть по-настоящему верующими? Почему в древней церкви профессия актерства считалась неблагочествой

— безопасно дли для детей и подростков увлекаться рок-музыкой

— опыт диакона Андрея Кураева проповеди на рок-концертах

— почему сейчас священники не проповедуют там, где собирается много молодых людей (на рок-концертах, например)?

— есть ли у нас миссионеры?

— какие препятствия в современной России для православного миссионерства?

старообрядческая культура; взгляд на старообрядчество историческое и современное глазами священника

— есть ли свобода от внешней религиозности, от традиций – у протестантов?

— есть ли богословские основания у старообрядчества?

— коронавирус

— Папа Римский Франциск и Сербский Патриарх Павел – публичность как пиар или критерий ценности христианских заповедей?

— есть ли проблема «отдаленности клира от народа» и можно ли без этого?

Протоиерей Александр Дягилев: «Священник должен знать, сколько стоит проезд в метро, есть ли в автобусе кондиционеры, помнить, как самому покупать продукты в магазине и как стоять в толпе прихожан на службе».

— Патриархи Грузии и России заступаются за открывшего огонь по пограничникам задержанного в Южной Осетии

— Грузинская Православная Церковь выразила соболезнование по поводу смерти избитого журналиста

— гей-парады

— Православная Церковь в Америке

 

 

Даниил Варламов:

А помните, раньше дьякон Андрей Кураев периодически на рок-фестивалях выходил перед началом мероприятия и обращался к участникам с какой-то проповедью? Сейчас такая практика прекратилась, священники не выходят. Был ещё такой игумен Сергий (Рыбко), тоже известный любитель рок-музыки, тоже обращался к рокерам с проповедью. А сейчас церковь отказалась от такого рода…

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Официально не отказалась, но фактически да.

 

Даниил Варламов:

А почему?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Это хороший вопрос. Очень непростой. Признаюсь честно: страх. Не всякий священник сейчас готов пойти и выступить. Страх того, что освистают.

Потому что, давайте сейчас честно признаем этот факт: в общем и целом сейчас у молодёжи отношения к церкви скорее негативное, аббревиатура «РПЦ» для многих является чуть ли не ругательством. Поэтому если человек «из РПЦ» перед рок-концертом выходит и начинает чего-то «втюхивать», то в ответ может раздаться и свист и что-то похуже…  потому что рок-фанаты очень часто не церемонятся.

 

Даниил Варламов:

Должно ли это миссионера сильно уж волновать?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Здесь у нас проблема, что у нас миссионеров почти нет.

Если раньше в церкви громко звучало: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа… То есть: идите, идите, идите! Сначала – научитесь, а уж потом там исповедуйтесь, причащайтесь, служите панихиды, молебны и всё прочее. Это же всё – потом, сначала – идите.  У нас же сейчас получается – мы не идём, мы сидим в своих храмах, в ожидании, что к нам кто-то придёт. А те, кто еще, например, проявят инициативу, могут и по шапке получить (в том числе, если пойти туда, на рок-концерт). Сейчас у нас достаточно всё жестко регламентировано, если хочешь пойти на массовое мероприятие, это нужно согласовать в епархии.

 

Даниил Варламов:

Просто, без разрешения, священник не может пойти?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Может, кто-то и пошел бы, но проще все согласовывать. И большинство священников думают: а зачем мне это надо? В итоге всё так и получается. В итоге у нас именно миссия, я подчеркиваю, не противосектантская деятельность и так далее, а миссия именно внешняя, почти что встала.

 

Даниил Варламов:

А у кого сейчас миссия не встала? У католиков, например, миссионерская деятельность лучше развита, чем у нас?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Мне люди честно говорили, что когда едешь по Сибири, по деревням, то там количество протестантов однозначно сравнялась с количеством православных, и именно потому там в 90-е годы была очень успешная протестантская миссия.

Церковь остается Церковью, только когда она исполняет заповедь Христа: идите! Когда мы идем, проповедуем – мы Церковь. Когда мы останавливаемся, мы становимся конфессией.

 

 

Даниил Варламов:

Старообрядцы – они вообще реально верующие или это больше такой фольклорный какой-то кружок?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Я бы сказал, что «реально верующие», только верующие не так, как мы. Для них, получается, Бог не столь важен, сколько как пишется Его имя. Для них, получается, крест не столь важен, как то, сколько пальцев ты складываешь. И они искренне считают содержанием веры этот ритуал, ритуализм в чем-то это, на самом деле, наследие Ветхого Завета. То есть они, получается, так и не поняли, что есть Новый Завет, или потеряли это понимание, или, может быть, его никогда и не было, то есть, возможно, на Руси 17 века так оно и было. Понимаете, вот есть (в философии очень много на эту тему рассуждают) форма и содержание. Форма может быть разной, главное – содержание. Но если формы нет вообще – содержание исчезает. Например, вот если воду или вино поместить в амфору, то вода или вино будут в этой амфоре, а сама эта амфора может быть любой формы, но стоит амфоре исчезнуть – и вода растекается и всё, высыхает, пропадает, впитывается в землю, ее не собрать, ее нет, считай – ты ее потерял. Поэтому, в каком-то смысле, некая внешняя религиозность неизбежна.

Но сохранение формы не всегда означает сохранение содержания, вот в чем дело. Ты можешь сохранить амфору, но она будет пустой.

Можно вспомнить впечатление Максима Грека, когда он прибыл на Русь: русские строят храмы, истово совершают обряды, а заповедей Божиих не знают и не соблюдают. Вот такова была у нас христианская вера накануне раскола, можно сказать.

 

Даниил Варламов:

Серьёзного богословия у староверов нет?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Для меня это тоже было интересно, я общался с ними, я пытался услышать их аргументы. С моей точки зрения, серьёзных богословских аргументов нет.

 

 

Далее:

Грузия, США. Церковь и международная политика.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru