fbpx
6+

Антропный принцип

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Христианская космология»

Гость: Алексей Всеволодович Нестерук

Тема: антропный принцип

Эфир: 17 февраля 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена различным формулировкам антропного принципа, связи антропного принципа с христологией, космологической проблематике противопоставления личности и природы.

 

 

Алексей Нестерук:

 

Известно, что так называемый антропный космологический принцип пытается выразить связь между условиями телесного существования человека и фундаментальными физическими параметрами, которые предопределяют возможность существования стабильных систем во вселенной, включая само воплощенное сознание. Антропный принцип делает, по сути, тривиальное утверждение, хотя и придает ему количественную форму, о единосущии вселенной и ее наблюдателей. Это выражается, например, с помощью так называемой точной настройки физических констант, численные значения которых оказываются критически согласованы с фактом наличия земных форм жизни. Однако даже в этом случае сам факт наличия этого единосущия, в его смысловой данности, то есть факт его присутствия в рефлектирующем сознании, не подвергается обсуждению и попытке объяснения ибо, по-видимому, он не может быть объяснен вообще. Но именно эта фактичность вселенной, способной содержать жизнь, а также фактичность самой жизни, несет ответственность за необходимые условия возможности личностей, то есть множества сознательных субъектов, уникальность которых не может быть сведена только к чему-то природному. Случайные реализации анонимных законов физики в воплощенных человеческих личностях представляют собой предмет определенного раздражения для современных физиков и космологов, которые всеми силами стремятся истребить из науки их след, исповедуя априорную подозрительность по отношению к самому вопросу о фактичности личностей, как проявление «субъективизма». С их точки зрения случай человеческих личностей не подпадает под нормы объективного научного объяснения, ибо последнее не может иметь дело со случайностями, несмотря на то, что желаемое объективное объяснение является порождением случайно существующего физического образования во вселенной, то есть человека. Научная объективность не может смириться с тем фактом, что мир оказывается случайным, будучи имманентным случайному образованию во вселенной, а именно сознанию человека в его физически воплощенной форме. Все построение космологии показывает вселенную, но скрывает познающий её разум. В физической космологии вселенная обладает такой феноменальностью, которая показывает, что автор этой научной космологии не может быть показан. Здесь нетрудно увидеть связь между проблемой фактичности множественного человеческого сознания и фактичностью вселенной. Феноменологически, это следует из того, что вселенная существует для человека в смысловой и познавательной связке, разрыв которой, столь яро проповедуемый механистической физикой и философией рационализма, приводит к смещению центра дискуссии от человека в природу, которая и выступает конечным основанием всех вещей, включая самого человека.

 

Опираясь на достижения феноменологии, мы можем также сказать следующее. Поскольку сознание является интенциональным, первым и непосредственным объектом этой интенциональности является вселенная, в которой это сознание функционирует. Но сознание в своей исторически обусловленной случайности действует как центр, из которого раскрывается и получает свою осязаемость все в мире; таким образом, мир, как раскрытый и конституированный, является случайно-обусловленным в его принадлежности сознанию: сознание обращено к вселенной, как к той предпосылке и полюсу, которые делают это сознание возможным вообще. Отсюда следует, что так же, как антропология и психология не могут иметь дело с проблемой фактичности единичного существования, космология не может адекватно подойти к проблеме случайной фактичности наблюдаемой вселенной, то есть к ее конкретной феноменальности, соотнесенной с человеческим субъектом.

 

В этом смысле конструктивным и нетривиальным содержанием рассуждений об антропном принципе является демонстрация с помощью методов физики фундаментальной случайной связи между вселенной и воплощенным сознанием, с помощью которого происходит постижение вселенной. При этом «природа» этой случайности остается необъяснимой тайной.

 

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru