6+

Американский ленд-лиз и русская эмиграция первой волны

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 139

Эфир 30 октября 2019 г., 10.45

 

Продолжаем рассказывать о восьмой выставке проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая проходит в Архангельске и называется «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера».

 

Последние выпуски обозрения «Русский Север» были посвящены истории 20-го века. Этот век вышел весь какой-то военизированный. Конечно, в любом веке были войны, и тяжелые войны, но в 20-м уж слишком все кроваво и трагично. Архангельск, несмотря на удаленность от основных боевых действий, был вовсе не тылом, а самым рубежом морских сражений. И здесь не только производили различные виды вооружений, но именно приходили знаменитые северные арктические конвои, которые доставляли от союзников разные необходимые на войне вещи. Об этом мы узнаем из беседы с куратором выставки Игорем Михайловичем Гостевым, заведующим отделом военной истории Архангельского краеведческого музея.

 

«Следующий зал выставки посвящен тем событиям, о которых мы все знаем, все помним. Сейчас об этом снова много говорят. Надвигается очередной юбилей победы в Великой Отечественной войне. Мы полностью обновили экспозицию, касающуюся Архангельска в Великой Отечественной войне, сделав акцент прежде всего на работе Архангельского порта. А Архангельский порт – это прежде всего северные конвои, это снабжение флота людьми, это снабжение флота оборудованием, это вооружение и ремонт судов. В частности, мы можем с вами увидеть на экспозиции совершенно уникальный предмет – сохранившаяся часть вымпела морских пограничных войск со сторожевого корабля «Сапфир», который 22 июня 1941 года первым вступил в бой с немецкой авиацией. Мы видим следы поджогов и пробоин на этом вымпеле. Притом вымпел тот самый первый – «Сапфир» только был построен, ему выдали вымпел в 1939 году, вот она надпечатка. И вот этот вымпел со следами боев 41-го года.

 

Здесь же мы видим макеты аэросаней, выпускавшихся в Архангельске. Это бронированные аэросани НКЛ-26, которые обеспечивали боевые действия и партизан, и действующей армии на Карельском фронте, Волховском, Северо-Западном, боевые действия под Москвой 41-42-го годов, а также под Сталинградом в 42-43-м годах. Архангельск был одним из немногих городов, который выпускал бронированные аэросани, хотя нельзя сказать, что единственным. Тогда производство было развернуто на всех предприятиях Наркомлеса именно аэросанями НКЛ, но бронированные аэросани, т.е. возможности совмещения крупной развитой лесной отрасли и нашей мощной судостроительной промышленности позволяло нам, как и другим промышленным городам выпускать бронированные их версии. В то время как другие вынуждены были обходиться простыми фанерными аэросанями.

 

Пароход типа «Либерти» – в частности здесь представлена модель «Джереми О`Брайан». Это подарок Архангельскому краеведческому музею от комитета Большого Портленда. Архангельск и Портленд города-побратимы. А Портленд это один из тех городов, где в годы Второй Мировой войны строились суда одноразового пользования. Они строились буквально за один день из готовых блоков. Потом эти суда отправлялись в северные и дальневосточные конвои с грузами той самой помощи, которая приходила в наши порты – это Мурманск и Архангельск, где они разгружались. И после войны, те суда, которые не были подбиты, были переданы в советский флот, который понес тяжелейшие потери, в качестве обычных пароходов. Никто не думал о том, что они прослужат у нас – эти однодневные суда – как минимум еще 30 лет. Задача, которую американцы поставили перед собой и они ее реализовали это максимально удешевить производство. Это не значило, что они ухудшили качество. Качество оказалось очень хорошим. Есть ведь уникальный случай, когда в годы войны – а тогда их много подбивали – и вот когда подбили несколько подобных «Либерти», и от одного утонула корма, а от другого утонул нос, и у нас на заводе «Красная кузница» в Архангельске из двух «Либерти» сделали один.

 

Рядом с моделью «Либерти» представлены подлинные документы военного моряка американского вместе с принадлежащей ему медалью победы во Второй Мировой войне для моряков торгового флота «За волю в победе над врагом». Эту медаль выдавалась только тем, кто прослужил во флоте США и ходил в море в военных целях не менее одного месяца. Т.е. это реальный боевой моряк. Вот его паспорт того времени и судовые документы того времени. Это было в том же подарке из Портленда.

 

И одна из вещей, которую мы почему-то редко показывали. Среди того, что привозилось по ленд-лизу были, например, полевые телефоны, специально выпускавшиеся в Америке для Советского Союза, где полностью интерфейс на русском языке. Все, абсолютно все написано по-русски, причем очень грамотно написано, потому что в те годы в Америке жило от первой волны эмиграции огромное количество эмигрантов, которые великолепно знали язык».

 

 

К сожалению, как в отечественной историографии, так и в публицистических программах, статьях и других источниках массовой информации, северным конвоям уделяют несравненно меньше внимания, чем сухопутным боевым действиям. Да, конечно, на суше шли колоссальные ожесточенные бои. Но без поставок через северные конвои они могли быть еще более кровопролитными, вероятно и менее успешными.

 

На северные арктические конвои – самые короткие по маршруту и самые опасные по прохождению – приходилось до 40% всех поставок по ленд-лизу. Можно сейчас занудствовать по поводу доли участия в войне разных стран. Однако заметим, что тех грузов, которые доставляли этими конвоями, не было в Советском Союзе – мы только что слышали, что даже аппараты для военной связи доставлялись из США. Ну а какая в 20-м веке война без связи? Но если внимательно изучить список грузов, поставляемых по ленд-лизу, то поражает, до какой степени и до каких мелочей доходило дело – от самолетов, танков и прочей военной техники, что вполне понятно, до армейских ботинок и пуговиц. А на ленд-лизовском продовольствии сидела вся Красная Армия и часть военных заводов в тылу. Опять же, понятно, что во время войны сельское хозяйство в стране было почти разорено. Но, тем не менее, без этих поставок трудно представить, когда бы война вообще закончилась. В некоторых военных производствах – ну, например, при изготовлении пороха, – доля компонентов, доставляемых по ленд-лизу, составляла более 50%. Т.е. не было бы поставок – нечем было бы стрелять. Соотношение железнодорожных вагонов, производимых в СССР и поставляемых союзниками, составила более 1000%. Т.е. эшелоны состояли в основном из привозных вагонов.

 

Конечно, далеко не все поставки были через Мурманск и Архангельск. Но значительная часть, как мы уже говорили – почти половина. И роль в войне этих двух северных портов, конечно же, огромна.

 

Мы продолжим знакомиться с выставкой «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера» в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru