6+

«А кто такие «церковные неолибералы»?»

Программа «Неделя»

Священники комментируют события прошедшей седмицы

Гость — протоиерей Александр Дягилев

Прямой эфир 28 июня 2020 г., 16:30

АУДИО (Архив вещания)

ВИДЕО (YouTube)

 

Пандемия коронавируса поставила новые проблемы перед Церковью и даже перед богословием, считает гость программы. Он ответил на вопросы ведущего передачи по поводу статьи Александра Щипкова «PR-продвижение и психологизация Православия».

Ведущий:

— А кто такие «церковные неолибералы»?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Если посмотреть на ситуацию во время пандемии коронавируса, то так называемые «церковные либералы» — они ссылаются на каноны и на святых отцов, а те, кто называют себя «консерваторы» — опираются на знакомую и понятную им существующую традицию, пытаясь ее догматизировать, пусть даже она идет в разрез с Писанием и даже канонами Церкви. И вот даже сейчас — ситуация с коронавирусом — так называемые «либералы» послушно исполняют распоряжения священноначалия. А так называемые «консерваторы»? Они ищут: «вот, там батюшка такой, он по-старому причащает!». То есть вот эта идея «по-старому» — игнорировать существующую опасность — якобы признак веры. Но при этом мы видим явное не-исполнение послушания священноначалию.

И, с моей точки зрения, радикальной формой того самого «консерватизма» является схиигумен Сергий (Романов).

И мы видим, что «либералы», хоть их все хают, являют послушание канонам, а с «консервативной» точки зрения, хоть они «за Русь-матушку» и за обычай, идут вразрез с ними.

Обсуждение статьи Александра Щипкова и другие темы передачи полностью слушайте в АУДИО.

«Зачем нужны тексты, призывающие к «охоте на ведьм»?»

Ведущий:

— Отец Александр, на Ваш взгляд, в Церкви сейчас много людей, разделяющих взгляды, которые предлагает Александр Щипков?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Вопрос — много ли сторонников, но непонятно — сторонников чего?
Психологический портрет представителя «неоконсерватизма»: «Этот психологический тип людей отличает традиционализм, как правило, приверженность традициям, консерватизм — верность структуре (ему трудно критически осмыслять то, что приходит «сверху», но если у него есть подчиненные, он может быть по отношению к ним просто деспотом, также деспотом он может быть у себя в семье…). И еще одна особенность — эти люди любят «мутную воду» (простите), потому что в этой мутной воде всегда есть свобода для маневра. Идея — не брать на себя ответственность. И от них очень тяжело добиться какой-то конкретики. Они часто оказываются неспособны к принятию решений, поэтому, оказываясь руководителями, они приводят к стагнированию: они способны сохранить, но неспособны что-либо развить».

К другим обсуждаемым в обществе событиям прошедшей недели, касающимся жизни Русской Православной Церкви


Ведущий:

— Стоило ли Ксении Собчак ехать в Свердловскую область?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Это такая история, где никого не хочется поддерживать — ни Ксению Собчак, ни схиигумена Сергия (Романова). Обе личности — довольно своеобразные.

Ведущий:

— Этого схиигумена называют лидером секты царебожников (об этом у меня была передача с протоиереем Георгием Иоффе), но это же не дает ему права не поминать Патриарха, выступать с какими-то заявлениями против Патриарха, против президента? Я не понимаю, вокруг его все-таки сплотились люди в этом монастыре?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Вокруг личности отца Сергия.

Ведущий:

— А личность эта чем привлекательна?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Она харизматичная, она зажигает. И за царя-батюшку. Как можно быть против царя-батюшки?

Ведущий:

— А как можно быть за царя-батюшку и за Сталина в одно и то же время?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Дело в том, что тут истина не важна, тут нужен харизматический лидер, который умудряется все эти вещи соединять.

Можно рассматривать происходящее с духовной, с пастырской точки зрения, с точки зрения канонов Церкви — и тут всё более-менее понятно. Но давайте посмотрим с психологической точки зрения — кто эти люди, которые идут за отцом Сергием, почему они за ним идут? Я могу сказать, как практикующий православный психолог, а не только священник, что у большинства этих людей были проблемы с собственными отцами. И таким людям очень часто свойственен — уже даже в очень взрослом возрасте — поиск «заменителя отца». То есть, если у меня не было нормального папы, то вот он, вот он — мой папа! И дальше человек с розовыми очками просто смотрит ему в рот, что бы тот ни говорил.

Ведущий:

— А как можно снять эти очки?

Протоиерей Александр Дягилев:

— Мы должны помнить, что нет плохих и хороших людей, отец Сергий — тоже человек с непростой судьбой и с определенными психологическими травмами. А для человека, который за отцом Сергием идет, признать, что отец Сергий неправ — это как отречься от отца, лишиться внутренней опоры. Это крайне сложно. То есть — необходимо, чтобы человек нашел нормальную духовную опору в нормальной православно общине, где существуют здоровые отношения со священником. Плюс нужно духовное взросление. Что отличает взрослого человека? Два качества: ответственность и самостоятельность. Когда я умею принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. А не искать, на кого бы их спихнуть.

Другие темы программы:

— Христианство в Китае.

Вопросы слушателей:

— Один священник сказал в эфире вашей программы, что не пойдет голосовать… а как же он гранты от государства будет получать?

— Батюшка, дайте совет, как общаться с маленькой внучкой, увлеченной смартфоном?

Другие темы программы:

— Системность в духовном образовании.

Вопросы слушателей:

— В связи с темой запрета в служении отца Сергия, мой вопрос: нам часто говорят в церкви, что есть запрет на критику священника, говорят, что осуждать священника — страшный грех. Вот мы и видим результат этого подхода. Ведь священнику тоже небесполезна критика. А осуждение — это же просто отрицательное суждение.

— В вашу передачу звонят в основном православные, и меня очень огорчает, что я слышу — такое впечатление, что у православных нет любви. Я хочу, чтобы на вашей радиостанции только любовь звучала. Особенно когда говорите о батюшках.

— Нужно ли как-то благочестиво утилизировать православные книги и диски, которые больше не нужны?

— Возможно, проблема с таким духовничеством, которое вы обсуждаете, связана с тем, что все священники исповедуют? Может, разумнее традиция, существующая в Греции — исповедоваться не у всех священников можно, и нет принципиального правила исповеди перед причастием?

— Что дает психология священнику?

— Психологи нужны, но они малодоступны. Послушать передачу с психологом — это не дает реальной помощи в конкретных вопросах.

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Слушайте также:

Прямой эфир с протоиереем Александром Степановым (14 июня 2020)

Прямой эфир с протоиереем Александром Крупининым (18 июня 2020)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru