6+

Введение в изучение Библии

Андрей Десницкий

«Введение в изучение Библии»

АНОНС

В эфире с 11 марта 2021 г. каждый четверг в 21.40 (повтор в пятницу в 15.10)

 

Цикл лекций доктора филологических наук Андрея Сергеевича Десницкого «Введение в изучение Библии», прочитанных в 2009-2010 годах в православном молодежном лектории предоставлен для эфира радио «Град Петров» порталом «Предание».

 

А.Десницкий:

 

«Очень кратко скажу о своем выводе из этого курса: Библию нужно читать. Это вполне возможно. К сожалению, у нас сложилась не очень хорошая традиция: Писание у нас не читают. Человек часто ощущает себя православным, живет церковной жизнью, вполне регулярно ходит в церковь, приступает к Таинствам, читает много всего интересного (Добротолюбие, Иоанна Златоуста или брошюры какие-нибудь о том, как поститься, как пироги печь, как каяться и т.д.), но Библию может совершенно не читать.

Я спрашиваю себя: почему так? В древние времена в Церкви читали Библию. Дома у каждого не было Библии. Но за богослужением читали и проповедовали. Взять того же Иоанна Златоуста. Половина его трудов это как раз комментарии, проповеди, посвященные разным библейским отрывкам. Он прочитывал, он комментировал, он с людьми обсуждал это все, отвечал на их вопросы. Библейский текст был на самом центральном месте.

Сегодня, наверное, слишком много у нас издается всего остального. Нас интересует политика, нас интересуют тонкости обрядов, что можно есть, а что нельзя есть, как праздники отмечать; нас интересуют всевозможные события культурной жизни, как относиться к Павичу, Лермонтову и т.д. Это все хорошо, но это все-таки вопросы вторичные.

И, может быть, есть еще одна причина, самая важная. Священное Писание – это действительно Слово Божие. И Бог в этом Слове идет на очень серьезный риск непонимания. Точно так же, как Он идет на риск Воплощения. Вот что Ему стоило, Христу, явиться во Славе сразу? То, что сатана Ему предлагал – броситься вниз с крыла храма, и все увидят, что Он по воздуху шествует, все Ему поклонятся, все немедленно восторженно будут Ему рукоплескать. Нет, Он отказывается, Он живет частной жизнью совершенно незначительного человека в семье плотника в маленьком городке в Галилее. Все равно, что сейчас какой-нибудь рабочий Урюпинского мебельного комбината. Ну, никто, абсолютно никто. Он идет на этот риск. Точно так же Он идет на риск непонимания в Своем слове. Он не пишет нам Катехизис, где даны однозначные ответы на самые главные вопросы, Он не пишет нам Устав, где предписано, как себя вести в тех или иных случаях. Он рассказывает нам о земной жизни Христа, о жизни христианских общин, далеко не безупречных, о том, что им писали апостолы, рассказывает о жизни израильского народа, о том, какие у него были светлые и темные страницы в истории (очень много темных страниц). Вовсе нет такого, что «Ура, ура, вперед! Вот мы молодцы, лучше всех!», как у нас сейчас часто пытаются говорить об отечественной истории. И когда человек начинает это читать, он вынужден тоже пойти на риск непонимания и сомнения. И в этом риске заключен важный смысл. А люди, чувствуя, что Бог есть огонь поедающий, боятся ошибиться. Этот страх, с одной стороны, очень правильный. Он может быть полезным, страхом Божиим, когда человек помнит, какая дистанция между ним и Богом. Но этот страх может быть и разрушительным, если человек думает, что лучше я не буду читать Библию, чтобы из нее какую-нибудь ересь не вычитать. Слово «ересь» у нас сейчас очень часто употребляют. А вдруг какая-нибудь ересь? Понимаете, ересь вдруг не бывает. Ересь – это упорное целенаправленное противопоставление своего учения учению Церкви. Человек, который честно ошибается, на самом деле, Богу интереснее, чем человек, который заученно повторяет правильные формулировки.

Об этом написано в Книге Иова, между прочим. Иов говорит Богу очень дерзкие вещи. Его друзья говорили все правильно, все как по писаному. Иов, конечно, признал свое полное поражение, что он сам ничего не знает, но полез с Богом спорить. И тогда Господь ему сказал: «Да, но ты разговаривал честно». А они просто твердили по написанному. Поэтому тебя я принимаю, а им нужно принести жертву во искупление своих грехов.

Митрополит Антоний Сурожский говорил: читайте Евангелие, не смущайтесь, если вы не согласны с чем-то, зафиксируйте это несогласие, не замалчивайте его, пометьте как-то для себя, не обязательно на бумаге, можно в голове. Это ваше несогласие будет ступенью к вашему духовному росту, потому что вы начнете об этом размышлять, вы начнете пытаться найти для себя ответ. Может быть, он придет не сразу, но он постепенно будет приходить. И, наоборот, писал митрополит Антоний, отмечайте то, с чем безусловно вы согласны, что не оставляет вас равнодушным. И это тоже будет становиться источником вашего духовного роста. Ну, а если этого нет, если все прочитывать ровно и гладко, как друзья Иова, как попугай повторять то, что до нас сказано, то ничего серьезного с нами не произойдет.

Вот поэтому я бы хотел вас призвать действительно Библию читать и стараться размышлять. Да будет Слово Божие, как Оно само о Себе говорит, «живо и действенно» в вас!»

 

См. также:

БЕСЕДЫ О БИБЛИИ 

на Сервисе скачиваний передач радио «Град Петров»


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru