fbpx
6+

К закрытию выставки…

греческая икона 15 в. «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)», Государственный Эрмитаж

Репортаж Екатерины Степановой

Греческая икона «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)» из собрания Эрмитажа на выставке «Сандро Боттичелли. «Мадонна делла Лоджиа». Из галерей Уффици, Флоренция» (фрагмент передачи «Время Эрмитажа»).

Эфир 8 февраля 2020 г.

 

В зале Леонардо да Винчи в Эрмитаже продолжается выставка Сандро Боттичелли «Мадонна делла  Лоджиа», где представлена одна из ранних работ флорентийского живописца из музея «Галереи Уффици». И здесь же представлена поздневизантийская икона из собрания Эрмитажа «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)».

 

 

 Ю.А.Пятницкий

Рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока государственного Эрмитажа Юрий Александрович Пятницкий:

 

«Мы довольно долго подыскивали разные варианты и остановились именно на греческой иконе второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем в типе «Умиление»». Это классическая традиционная византийская иконография, известная по чудотворным иконам, особенно распространенная с XI века, особенно XII век. Самые яркие примеры это, конечно, Богоматерь Владимирская, которая была привезена на Русь и стала палладиумом – святым покровителем России. Есть замечательная икона на Мальте, которая принадлежит Родосским рыцарям. Они ее вывезли с Родоса. Она где-то 1,5 м на 1,5 м – почти квадрат. Она тоже XII века. Имеет очень интересное название «Богоматерь Дамаскинос» —  Дамасская, — т.е. подчеркнута связь с Сирией, с Дамаском, византийская икона, как-то связанная с Сирией. И третья икона примерно того же времени, может быть самого начала XIII века, это большая крупная мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис» – та, которая у нас была на выставке «Византия сквозь века». Сейчас она хранится в Византийском музее в Афинах. Это самые крупные и важные иконографические параллели, которые оказали большое влияние на развитие темы «Умиление» в итальянском искусстве.

 

мозаичная икона 13 в. «Богоматерь Эпискепсис», Византийский и Христианский музей, Афины (фото с выставки «Византия сквозь века»

 

Представленная икона сохранила в себе истинный дух византийской иконографии. Ее нельзя назвать критской школой, хотя по времени она уже относится к поствизантийскому искусству, и огромное влияние, уже повторное влияние Италии на греческую живопись. Но. Именно в этой иконе сохраняется классическая византийская основа. И очень интересно сравнить и показать, насколько тонкое личное письмо разработанное, какие-то стандартные приемы, которые продолжают жить. Конечно, они разнятся от того, что представил Боттичелли или итальянские художники представляли. Конечно в греческих иконах нет натурализма, элементов натуры, какого-нибудь пейзажа, лоджий, красивых одеяний. Все более стандартно в греческой иконописи. Но, как ни странно, отсутствие повышенного интереса к деталям привело к усилению эмоционально-психологического момента. И с точки зрения воздействия эмоционального, духовного воздействия, скрытой духовности, когда вы понимаете, что перед вами действительно Образ Богоматери, а не сценка, снятая с натуры – общение женщины с ребенком.

 

 

Ну, вот нам интересно посмотреть, как это будет выглядеть, насколько это будет воспринято публикой, насколько поймут. Конечно, в какой-то степени это эксперимент, и это рискованный эксперимент, потому что мы помещаем вещи не уровня шедевров на место Леонардо да Винчи. И это может быть вызовет какое-то невосприятие у какой-то части публики. Но с другой стороны надо понимать, что очень много вещей достойны того, чтобы быть экспонированными. И как раз икона, которая у нас выставлена, никогда не экспонировалась, никогда не участвовала ни в каких выставках. По разным обстоятельствам, в том числе из-за своего состояния сохранности. Она как раз была взята из реставрации, но поскольку климатические витрины, и мы ее никуда не везем, а оставляем здесь у нас, но только в другом помещении, то решили ее выбрать для этой выставки.

 

Интересно посмотреть и реакцию публики, да и самим, честно говоря, интересно взглянуть, как среди итальянской живописи, ренессансной живописи будет выглядеть включение греческих икон.

 

Но состояние сохранности этой иконы такое, что она опять вернется в реставрационную мастерскую, она не может пока что находиться в хранении из-за состояния самой доски. Там есть опасные участки, за которыми требуется постоянное наблюдение, и уже не хранительское, а именно реставрационное, потому идут постоянные подвижки досок, и это может просто разрушить живопись. Такие вещи требуют постоянного надзора, постоянной проверки, постоянной реставрации. Так что другой возможности ее увидеть долгое время не будет».

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

См. также:

«Время Эрмитажа»

Наверх

Рейтинг@Mail.ru