Радио «Град Петров» и Центр «Белое Дело»
в рамках цикла встреч «К 100-летию Первой мировой войны»,
которые проходят в Книжном доме «Глагол» каждую последнюю среду месяца,
приглашают в среду, 25 июня 2014, в 19 часов
на кинолекцию К.М.Александрова
«Великая война и революция в отечественном кинематографе».
Фрагменты художественных фильмов «Агония», «Хождение по мукам», «Тихий Дон», «Гибель империи», «Жила-была одна баба» с комментариями постоянного автора исторических программ на радио «Град Петров» к.и.н. Кирилла Михайловича Александрова смотрим и обсуждаем вместе – как отображена Великая война и революция в России в отечественном кинематографе.
Адрес книжного дома «Глагол»
Невский проспект, дом 177, напротив станции метро «Площадь Александра Невского – 2», вход с Невского проспекта.
Ждем вас в последнюю среду месяца, 25 июня, в 19 часов.
Предыдущие встречи:
28 мая 2014
Марина Лобанова |
|
Анатолий Яковлевич Разумов
ЛЕНИНГРАДСКИЙ МАРТИРОЛОГ ВЕТЕРАНОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ |
|
Виктор Сергеевич Правдюк
«ЗИМНЯЯ ВОЙНА» |
|
Кирилл Михайлович Александров
105 лет русскому скаутскому движению — РЕПОРТАЖ «Старший Русский Скаут Л.-гв. полковник Олег Иванович Пантюхов |
|
«Великая война в памяти поколений»
Встреча с потомками участников Первой мировой войны |
|
ОТРЕЧЕНИЕ НИКОЛАЯ II Встреча с историками и священниками Во встрече принимали участие к.и.н. Кирилл Михайлович Александров, священник Николай Савченко, Виктор Сергеевич Правдюк, д.и.н. Владимир Юрьевич Черняев. |
|
В.С. ПРАВДЮК — творческий вечер | |
Репортаж Ксении Богдановой «Преодолен ли коммунистический террор?» Доклад вице-президента фонда «Возвращение» Даниила Петрова |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ
история личной значимости
По материалам прошедшей встречи:
К чему приводит право на бесчестье
psmb.ru
25 июня в Книжном доме «Глагол» в Санкт-Петербурге начался цикл кинолекций «Великая война и революция в отечественном кинематографе». Ведущий лектория — известный петербургский историк, журналист и педагог, к.и.н. Кирилл Александров. Цикл встреч «К 100-летию Первой мировой войны» организован историко-культурным центром «Белое Дело» при поддержке радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров».
Зрители увидели около двадцати фрагментов из художественных советских и российских фильмов («Агония» Элема Климова, «Жила одна баба» Андрея Смирнова, «Гибель империи» Владимира Хотиненко), показывающих Великую войну, с комментариями Кирилла Александрова. Фактически в течение двух с небольшим часов участники увидели две разных России — 1914 и 1917 годов.
Лето 1914 года. Профессора Санкт-Петербургского университета размышляют о том, что «Россия спокойна. В ней наступил «золотой век»». И мы понимаем, что все эти люди, настоящие русские патриоты, знающие латынь и с таким благородством говорящие о своей стране, скорее всего погибнут буквально через несколько лет. Им не найдется места на их новой родине.
Мы видим картину небывалого патриотического подъема, связанного с началом войны. Рейтинг Николая II, как мы сказали бы сегодня, необычайно высок. Петербург переименовывают на русский лад. Правда, отмечает историк, при переименовании как будто забывается, что город назван не просто в честь Петра — а в честь святого Петра, апостола. И если уж переводить буквально, то Санкт-Петербург следовало бы назвать Свято-Петровском, а не просто Петроградом.
Новый кадр: мы видим, как интеллигентные люди спокойным тоном говорят между собой о том, что скорей бы грянула революция. Ведь она разбудит творческие силы народа, и все в России пойдет по-другому: будет гораздо лучше, чем сейчас.
Тем временем война оказывается не такой победоносной, как это изначально ожидалось. По всей стране открываются лазареты, в которые идут работать даже дворянки. Не умея ничего делать, они занимаются самой грязной работой: стирают бинты, убирают за больными.
В России начинается голод. Конечно, его невозможно сравнить с голодом, который буквально через пять лет унесет десятки миллионов жизней в советской России — сейчас не вводятся даже продуктовые карточки, однако перебои с хлебом есть. Но мы даже видим рекламу цейлонского чая на петроградских трамваях в 1916 году. Патриотический подъем в народе резко идет на спад, несмотря на то, что положение жителей России гораздо лучше, чем в Германии — другой участницы мировой войны. Именно дисбаланс между ожиданиями и реальностью, по мнению Кирилла Александрова, приводит Россию к февральской революции.
Однако Октябрь родился раньше Февраля. Кирилл Александров не раз произносит эти слова. И причина этого в том, что у русского народа не было гражданского чувства, которое появляется при наличии, как минимум, трех составляющих: института частной собственности, качественного образования и реальной воцерковленности людей. До войны в Российской империи начинались реформы, которые могли бы изменить к лучшему ситуацию во всех этих областях, однако ни одна из них не успела осуществиться.
В этих условиях большевики предлагают «новую модель поведения»: можно всё — дезертирство, убийство, предательство, богохульство, бесчестие. Как тут не вспомнить Достоевского, у которого Петр Верховенский так и говорил в «Бесах»: «Откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно».
Постепенно подходя к началу 1917 года, мы видим удивительную картину: положение России в войне резко улучшается, она вот-вот победит. Вся страна спокойна, волнения — только в Петрограде. Кажется, что Февраль уже не нужен, определенно его можно избежать. Однако следующие кадры показывают нам то, что все-таки произошло: безумство Григория Распутина, разбивающего на глазах у зрителей икону; отречение императора за себя и за сына, а затем — и отречение его брата; большевистскую пропаганду — «долой войну», «штыки в землю»; убийство офицеров и генералов. За три года спокойная Россия постепенно сходит с ума.
Эффект от лекции — удивительный. На какое-то время в зале повисла пауза, и только через несколько минут зрители как будто очнулись и начали задавать свои вопросы. Отвечая на них, Кирилл Александров приводил различные факты, однако объяснить, как такое могло случиться, что несмотря на все возможности, великая Россия все-таки пошла по пути катастрофы, он не мог. Да и можно ли это объяснить?
Анастасия Наконечная
Информационная служба Преображенского братства