6+

«Вера развивается в общении с другими членами Церкви»

Фельми 900

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гости: Карл Христиан Фельми, Юлия Балакшина

3 февраля 2016 г.

АУДИО

 

Карл Христиан Фельми — доктор богословия, профессор, автор недавно переизданной на русском языке книги «Введение в современное православное богословие».

 

 

— Книга называется «Введение в современное православное богословие». А какое богословие – несовременное?

 

— Это так называемое «школьное богословие», схоластическое, заимствованное с запада.

 

— Какие разделы в современном православном богословии Вы считаете наиболее актуальными?

 

— Учение о сотериологии. Русского православного учения о спасении не существует, существуют разные мнения. Я также обращаю внимание (даже обложка книги это показывает) на эсхатологический аспект. Экклезиология, конечно, развита, но существует еще много проблем.

 

— Есть ли сегодня в России богословы?

 

— Я знаю много тех, которые хорошо знают свой предмет. Пишут книги об историческом аспекте какой-то темы в богословии. Но новое видение, личное видение там трудно найти. Таких людей, как, например, отец Сергий Булгаков, отец Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф и Николай Афанасьев – таких не вижу.

 

— Как Вы оцениваете определение Церкви, данное в Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова) – это достаточное, исчерпывающее определение? («Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами»)

 

— Конечно, это недостаточное определение. И не может быть таким, потому что это и не очень большая книга. Я обращаю внимание на евхаристический момент: Тело Христово. Если бы в катехизисе митрополита Филарета имелось бы равновесие: Церковь это евхаристия, Тело Христово, это прежде всего, а потом уже, равновесно, священноначалие и всё остальное. А в этом катехизисе я не вижу – где центр тяжести? Вы знаете, митрополит Филарет писал этот катехизис не так, как в строгом смысле выражение своего личного мнения. Он был под давлением обер-прокурора Святейшего Синода Протасова. Может быть, его личный катехизис был бы лучше.

 

— В связи с тем, что Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском, мы получили на радио много вопросов о том, как Православная Церковь относится к католикам и к протестантам. Православие признает Католическую Церковь как Церковь?

 

— Да. Но есть некоторые проблемы. Униатство, непогрешимость Папы… Если бы католики дали разъяснения по этим вопросам, то мы были бы ближе.

 

— Но Церковь же должна быть едина, то есть одна? Как же их получается несколько?

 

— В принципе, Церковь одна, но она разделена. И разделена до вот такой степени.

 

— А к протестантам какое у нас отношение? Мы признаем лютеран Церковью? Тем более, что Вы сами – из лютеран.

 

— В строгом смысле нельзя сказать, что Лютеранская Церковь по православному учению является Церковью. Но это не значит, что это не часть Церкви. Она тоже в каком-то смысле принадлежит к Церкви.

 

— Как соотносится вера Церкви и личная вера? Многие считают, что достаточно  просто «принадлежать» к той конфессии, где сохранено «правильное богословие», а самому, лично разбираться, знать, понимать – не нужно. 

 

— К сожалению, очень многие так думают – священники и миряне. По мере разума, который дал нам Бог, мы должны думать и о вере. Мы думаем о самых разных вещах, можем ли не думать о вере и ничего не понимать? Каждый человек должен трудиться, чтобы и разумом (не только разумом, это не путь богообщения, но – и разумом) понимать вероучение.

 

— У нас получается, что в Церкви кто-то там понимает вероучение, а причащаюсь – я. Как оценить эту ситуацию?

 

— Конечно, после катастрофы Русской Православной Церкви в советское время, когда не было Закона Божия в школах и даже не было возможности что-то знать (государство, власть препятствовали изучению православия), это понятно. И я не хочу судить других людей. Но: к вере принадлежит и какое-то знание. Особенно когда Вы причащаетесь. Надо стараться больше знать о вере, вера – это и знание.

 

— Каков на Ваш взгляд русской религиозной философии в богословие?

 

— Все русские религиозные философы обладали богословской эрудицией. Они сделали большой вклад. Были и споры. Например, софиология отца Сергия Булгакова слишком спекулятивна. Но знакомиться с его идеями – это обязательно.

 

— В чем главная задача современной Церкви и каждого христианина?

 

— Вы сказали о важности катехизации – да, это важно. Для христиан важно общаться друг с другом. Я не один перед Богом. Надо оживлять жизнь на приходах.

 

— Как ее оживлять?

 

— Когда люди собираются после Евхаристии – не надо говорить только о машинах и о том, где цены лучше, но должны и обогащать друг друга знанием о Боге.

 

— Быть христианином и быть членом Церкви – это разные вещи? Достаточно ли исповедовать Христа Богом и Спасителем, чтобы быть христианином?

 

— Это недостаточно – только исповедовать Христа. В Священном Писании написано, что это спасает человека, но, по-моему, это первая степень. А надо во всех сферах быть христианином, и человек должен развиваться. Вера развивается в общении с другими членами Церкви. Недостаточно: только я и Христос. В других областях жизни этого тоже не бывает, человек всегда должен усовершенствоваться и усовершенствовать свои знания. Быть христианином без Церкви – это Робинзон Крузо на необитаемом острове. Но и тогда тоже нужно искать общения с другими христианами.

 

— Как нам избавиться от материализма в церковной жизни (обрядоверие, магизм) и вернуться к вере в Бога Слово?

 

— Я знаю, что есть такая проблема. Особенно в праздник Крещения она проявляется. Когда достаточен только внешний контакт – это не христианская вера.

 

— Вот для этого нам и нужно богословие. А то может оказаться, что ногами своими мы в церковь ходили, но в Церкви так и не были. Спасибо за Вашу книгу.

 

 

Карл Христиан Фельми  родился в 1938 году в городе Лечнице в семье лютеранского пастора. С 1958 по 1964 год изучал богословие в университетах Мюнстера и Гейдельберга. В 1969 году защитил докторскую диссертацию на тему «Проповедь в Православной России». В 1971 стал пастором. С 1975 по 1982 год был ассистентом на кафедре истории и богословия христианского Востока в Эрлангенском университете (Нюрнберг), где работал под руководством профессора Фэри фон Лилиенфельд. В 1982 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз на тему «Истолкование Божественной Литургии в русском богословии». С 1982 по 1985 — профессор сравнительного богословия в Гейдельбергском университете. С 1985 по 2003 год — ординарный профессор кафедры истории и богословия христианского Востока в Эрлангенском университете. Карл Христиан Фельми принимал активное участие в работе Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии («Арнольдсхайн»). В 2005 году он получил звание почетного доктора Московской духовной академии «за весомый вклад в изучение православного богословия и укрепление связей между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии».

В течение многих десятилетий профессор Фельми интересовался Православием, серьезно изучал его, преподавал соответствующие курсы студентам университета. Несколько лет назад Карл Христиан Фельми принял православие с именем Василий и стал дьяконом в Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Профессор Фельми — автор нескольких богословских работ, в том числе книг «Иконы Христа» и «Введение в современное православное богословие».

Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта. Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.

 

Фельми книга

 

Содержание книги «Введение в современное православное богословие»

 

Гл а в а 1 ОПЫТНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Гл а в а 2 АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Гл а в а 3 ОПЫТНАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ БОГА КАК ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА

3.1 Единоначалие (μοναρχία) Отца
3.2 Спор вокруг Filioque

Гл а в а 4 ХРИСТОЛОГИЯ

4.1 Асимметричная христология
4.2 Уничижение Бога Слова
4.3 Христология как богословие иконы
4.4 Мариология как теотокология

Глава 5 ПНЕВМАТОЛОГИЯ

5.1 Лицо и действие Святого Духа
5.2 Святые как обнаружение Святого Духа
5.3 Предстояние Богу. Моление во Святом Духе

Глава 6 ИСКУПЛЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ

6.1 Учение о спасении в школьном богословии
6.2 Спор о сотериологии в русском богословии
6.3 Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились. Опыт возвращения к сотериологии святых Отцов
6.4  Сотериология православных песнопений и молитв

Глава 7 ОПЫТ ЦЕРКВИ В ЕВХАРИСТИИ

7.1 Развитие традиционной православной экклезиологии
7.2 Евхаристическая экклезиология у о. Николая Афанасьева
7.3 Евхаристическая экклезиология у о. Александра Шмемана
7.4 Евхаристическая экклезиология у митр. Иоанна (Зизиуласа)

Глава 8 ТАИНСТВА В ОПЫТЕ ЦЕРКВИ

8.1 Крещение и миропомазание
8.2 Евхаристия

8.2.1 Экклезиологический аспект Евхаристии
8.2.2 Евхаристия как эсхатологическое событие
8.2.3 Таинство претворения Святых Даров
8.2.4 Божественная Литургия как бескровная жертва
8.2.5 Причащение святых Христовых Таин

8.3 Покаяние
8.4 Поставление во священство

8.4.1 Степени священства и чин поставления
8.4.2 Священнические поставления в богословской полемике
8.4.3 Влияние евхаристической экклезиологии на учение  о поставлении и священнослужении

Глава 9 ОСНОВНАЯ УСТАНОВКА ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ НА ЭСХАТОЛОГИЮ

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru