«Важно восстановить храм нашей личности»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 9 апреля 2017 г., 16:30

АУДИО

 

Темы программы:

 

Теракт в Петербурге 3 апреля.

 

Звонок слушателя: «Я хочу обратить внимание на место, где произошел теракт: между станциями метро Сенная площадь и Технологический институт. Второе взрывное устройство найдено на Площади Восстания. Так вот, павильон Сенной площади построен на месте взорванного храма Успения Пресвятой Богородицы, а павильон Площади Восстания построен на месте взорванного храма, в котором сегодня должен бы быть престольный праздник – Вход Господень в Иерусалим. И вот сколько говорили, что нужно восстановить храм на Сенной… Сейчас, хотя бы, говорится о том, что нужно вернуть название Знаменской площади».

 

Протоиерей Александр Рябков:

Важно восстановить храм нашей личности. Потому что нам апостол говорит: вы суть храмы Святого Духа.

То, что было 100 лет назад, и те события, которые сейчас произошли – их трудно связать, это несвязуемо. А что касается той психотравмы, которая нас всех постигла, вот это – да, связано и с тем, что храмы разрушены, и с тем, что разрушен храм нашей души.

 

Звонок слушателя: «А я считаю, что это связано с вопросом передачи храмов. Это же был день Исаакия Далматского…»

 

Звонок слушателя: «Хочу сделать замечание – это был день не Исаакия Далматского, а Серафима Вырицкого. А метро меня теперь страшит, стараюсь не ездить на метро».

 

 

Протоиерей Александр Рябков:

Самая распространенная ошибка у людей, почему они не могут жить в покое – не те люди рядом, поэтому в моей жизни всё не совсем так… Не та работа, не та жена, не тот муж, и дети не такие, как надо… Жизнь – черновик, и вот человек начинает еще раз и еще раз… И этот телескоп выдвигается и выдвигается, и конца нет.

Тема смерти заставляет беречь сегодняшний день, сегодняшний отрезок жизни. Не замарать. Только эта тема – тема смерти – помогает это сделать.

 

Звонок слушателя: «Я хочу батюшке задать вопрос: но мы же все время воспринимаем по-разному, у одних в приоритете настоящее, для кого-то – только прошлое, а некоторые и будущее имеют (те, кто к Богу обращен, у них есть и будущее время). Поэтому и тема смерти у всех по-разному выглядит. Мы разные по своей генетике».

 

Звонок слушателя: «Два вопроса к отцу Александру. Если мы все как носители греха отвечаем за участие в распятии Христа, тогда, получается, евангелист Иоанн и Приснодева тоже? И второй вопрос – если реально только настоящее, зачем тогда в церковном календаре память святых прошлого?»

 

Протоиерей Александр Рябков:

Раскаяние – это прикосновение Бога к сердцу. С одной стороны, я чувствую строгую требовательность отца, а с другой стороны, я чувствую теплоту и милосердие матери. Когда приходит раскаяние, человек чувствует боль (это строгость отца) и радость (это теплота Его милосердия).

У Леонтьева есть такая фраза: терпите! В «Записках отшельника». Всем хорошо быть не может, кому-то бывает и плохо. Или замечательная фраза наших предков: Господь терпел и нам велел. Почему Господь терпел? Потому что принимал нас такими, какие мы есть. И сегодня залог счастья моей жизни в том, что я принимаю людей такими, какие они есть. Нужно себя делать лучше. Ближних нужно принимать, а не изменять.

 

— Конференция «Вера и дело» на тему «Деловая культура России. Итоги столетия».

 

Протоиерей Александр Рябков:

Место купечества в русской культуре огромно. Купец – эпический герой Мельникова-Печерского «В лесах и на горах». Иван Шмелев, сам купеческий сын, в ярком произведении «Человек из ресторана» написал неприглядную картину купечества, а потом он написал «Лето Господне», где уже была идиллическая картина купечества. Мы все знаем фамилию Третьяковых – мы видим, насколько купечество было связано с культурой. Отец Чехова состояла купцом 3 гильдии, вошел в купечество, будучи сыном крепостного. Чехов говорил о себе, о своей сестре и брате, что самым лучшим, что есть в нас, этим мы обязаны своим родителям.

 

Александр Крупинин:

Были и такие купцы, которые финансово помогали революционерам. Почему?

 

Протоиерей Александр Рябков:

Такие люди, как Савва Морозов, думали, что вот эти революционеры из табакерки выскочили, надо их использовать для активизации развития государства, а потом он сможет их опять в табакерку засунуть. А оказалось, что не засунуть их уже обратно…

 

— Воспитательная функция образования в школе.

 

Протоиерей Александр Рябков:

Воспитание должно быть, главное, чтобы оно не было формальным. Мы, конечно же, не можем никуда от этого отойти – приоритеты расставлялись правильно. Но можем ли мы сегодня расставить их так, как они расставлялись тогда: Бог, вера, отечество.

 

Мы должны предпринимать какие-то усилия. Мы не должны задавать себе вопрос, а нужно ли это, а поможет ли это? Знаете, есть такое слово – апатия. Апатия – это бесстрастие. А у нас это слово трактуется как равнодушие, безразличие, упадок. Так вот, у нас не должно быть равнодушия, безразличия и упадка. Мы должны делать свои дела, изгоняя равнодушие и безразличие. Дело, которое нам Богом поручено, нельзя делать равнодушно. Но что значит бесстрастно? Это значит думать не о своей роли, а о роли этого дела.

Опять же, Евангелие: научиться быть другом Жениха, по примеру Предтечи. Научиться быть на втором месте. Не заслонять Христа – для священника очень важно. И для всех других людей.

 

— Запрещать ли Свидетелей Иеговы?

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru