«Да, мы должны свидетельствовать перед миром о том, что мы действительно христиане»

протоиерей Александр Степанов НЕДЕЛЯ

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Прямой эфир 14 февраля 2016 г., 16:30

АУДИО + ТЕКСТ

часть 1   часть 2

 

Вопрос слушателя: Добрый день! Спасибо за эту интереснейшую передачу. Вопрос такой: почему Церковь должна давать отчет секулярному миру, а не Господу Богу?

 

Протоиерей Александр Степанов:  Спасибо. Здесь имелось в виду совсем другое. Это не секулярному миру ответ, как некоторой абстрактной величине, а конкретному человеку. Это из послания апостола Петра: «…всякому вопрошающему должны дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением». То есть, когда какой-то внешний человек, неверующий, приходит в церковь, приходит к верующему человеку и говорит «объясни-ка мне то-то и то-то». И мы должны уметь дать ответ: во что мы верим, как мы верим. И его вопрос, естественно, будет касаться, в частности, и того «а почему, раз вы все так верите во Христа, у вас любовь декларируется – почему вы воюете с католиками или с протестантами, почему вы не едины, почему вас так много разных? Вы все верите во Христа, но каждый верит по-своему и все еще друг друга ненавидите».

 

Александр Крупинин:  Это имеет большой миссионерский смысл.

 

Протоиерей Александр Степанов: Да, мы должны свидетельствовать перед миром о том, что мы действительно христиане. А это значит, что мы должны быть едины, должны жить в любви, и так далее. У нас могут быть какие-то разночтения, разномыслия, и даже разделения, но если мы христиане, то они не должны приводить к ненависти, каким-то распрям, тем более, на религиозной почве, между христианами. Вот это имеется в виду.

 

Дальше, в подписанном Папой Франциском и Патриархом Кириллом документе фиксируются те проблемы, которые более всего волнуют наши Церкви, и на первом месте стоит как раз та проблема, которая была заявлена как главная тема встречи – это проблема христиан на Ближнем Востоке. Мы все видим, какие драматичные события там происходят: революции, войны, и в этих войнах (поскольку это, в основном, мусульманские страны), христиане страдают более всего. Здесь довольно много пунктов этого совместного Заявления как раз посвящено ситуации в Сирии, Ираке, Египте, других странах, где христиане, в основном это даже не католики и не православные, а монофизиты, судьба которых нас, несомненно, тоже волнует. В этом документе этого нет, но я читал высказывания Папы по поводу этих революций, «арабской весны» и меня удивило, что его позиция очень близка к нашей. Потому что западная позиция – в том, что в этих арабских странах происходят какие-то демократические движения, сами по себе они приводят к тому, что люди хотят освободиться от авторитарных и тоталитарных режимов: Хусейн, Каддафи, Мубарак, другие лидеры арабские – просто тираны, и народ борется за освобождение. Папа очень трезво говорит, что нет, Запад несет ответственность за те революционные события, которые там происходили. Не говоря об Ираке и Ливии, в которых западные страны просто военным образом поддержали эти перевороты, но даже в тех странах, как Египет и Сирия (где прямой поддержки не было), тем не менее, определенное подстрекательство тех сил, которые внутри, разумеется, есть (те, кто недоволен) – поддержка  этого недовольства и всевозможные обещания дальнейшей поддержки и разные заманчивые перспективы очень неосновательно Запад рисовал для этих стран. Вот в результате, действительно, ввергли огромный регион в хаос, и весь мир поставлен в условия перед угрозой страшных катаклизмов. Конечно, эти режимы не вызывают, быть может, большой симпатии и сочувствия, но надо понимать, что уровень общественного развития этих стран таков, что в иной форме они существовать (в относительном мире) не могут. Будет война всех против всех.

 

Александр Крупинин:  То есть эти диктаторы в какой-то степени сдерживали эту исламскую стихию.

 

Протоиерей Александр Степанов: Да, это будут десятилетия таких войн бесконечных, все это уже и в Афганистане мы попробовали, и у нас уже опыт был, достаточно хороший. Кроме того, это все нам самим, не сказать, что совсем уж чуждо: если у нас центральная власть начнет ослабевать, то тоже начнется, если уж не такая война, хотя – кто знает, какая. Мы видим, что на Украине происходит. В общем, все должны стремиться к тому, чтобы государственное и общественное устройство стало более демократичным, более лояльным, более расположенным к народу, чтобы народ брал на себя ответственность за свою жизнь, и так далее, но это все не сделать просто раз – и всё. Это долгий-долгий исторический путь. К сожалению, Запад отчасти, может быть, по наивности, не понимал, а отчасти, может быть, и понимал – не знаю. Не думаю, что было такое желание, потому что теперь это проблема для Запада, мы видим, какая: все эти миллионы беженцев, которых они принимают.

 

Александр Крупинин:  Схематичный взгляд на мир, черно-белый.

 

Протоиерей Александр Степанов: Да, что есть тираны и есть демократия, и надо поддержать демократию – это очень грубый и примитивный взгляд. Надо сказать, что в этом смысле Россия, конечно, понимала ситуацию с самого начала гораздо лучше. Просто потому, что сами на своем опыте понимает, чем это все чревато. А Папа, в общем, высказал мнение (я одно его выступление читал) в таком же примерно роде.

 

Александр Крупинин:  Сейчас и на Западе многие люди уже стали это понимать.

 

Протоиерей Александр Степанов: Ну, слава Богу, в то время, когда на Западе все-таки в качестве основной идеи звучит, скорее, что-то другое, вот Папа, тем не менее, высказывает свое мнение. Это, кстати, очень интересно для нас, для Восточной Церкви, где обычно Церковь поддерживает позицию власти, а на Западе еще со Средних веков так сложилась история Западной Церкви, что она имеет очень серьезную автономию.

 

Далее здесь говорится, что для того, чтобы решить эти конфликты, необходим не только внутрихристианский, но и межрелигиозный диалог. Потому что, хотя с мусульманами мы стоим на очень далеких позициях и веры наши очень различаются, тем не менее, поскольку все эти войны и страшные события происходят под религиозными лозунгами, требуется и такой межрелигиозный диалог.

Говорится о том, что неприемлемы попытки оправданий преступных деяний религиозными лозунгами.

Дальше, говоря о проблемах, переходят уже на проблемы собственно Европы, христианского мира, и говорится о том, что сейчас новая всемирная идеология – глобальная  идеология секуляризма, то есть вытеснение Церкви на периферию общественной жизни. Это тоже констатируется и говорится, что этот секуляризм становится агрессивным, стремится вытеснить Церковь из общественной жизни. Говорится о том, что Европа нуждается в верности своим христианским корням, ведь христианские основания Европы, собственно, и сделали ее таким привлекательным местом для очень многих народов и целых цивилизаций, куда люди стремятся. Не случайно туда стремятся, почему-то не в Китай все бегут и не в Северную Корею, и даже не к нам, а почему-то в Европу. Почему? Потому что там удалось построить такое общество, такую жизнь, где к человеку очень многое обращено, развернуто. Не сказать, что там жить легко (жить всюду нелегко), но все-таки там созданы условия для жизни человека, которые кажутся большинству привлекательными.

 

 

Вопрос слушателя: Здравствуйте, я постоянный слушатель радио (и не только я) и очень благодарна вам. Я от имени как раз «церковных низов», как вы назвали. Мы не церковные низы, мы братья во Христе. И мы не только от Византии, а от Христа. Я воспитываю двоих детей. И я не знаю, как мотивировать своих детей в этой жизни.   И так много оскорблений для умирающего народа русского, который живет без национальной идеи, без настоящего лидера. И я думаю, нужно осторожнее высказываться и говорить «церковные низы» про кого-то – неправильно.

 

Александр Крупинин:  Это я сказал «церковные низы», что антиэкуменизм – больше в «церковных низах», чем в иерархии. Может быть, я неаккуратно выразился.

 

Протоиерей Александр Степанов: Наверное, имелись в виду разные настроениях людей – рядовых верующих и епископов, которые просто гораздо более образованны, закончили семинарии, академии, много чего знают, читали, и это их профессиональная деятельность. А большинство верующих все-таки не так глубоко вникают в богословие, хотя вовсе необязательно все, есть люди очень серьезно образованные в этом смысле.

 

Закончим рассматривать подписанный Папой и Патриархом Кириллом документ. Далее  говорится о том, что Европа нуждается в верности своим христианским корням, и действительно, все это европейское благополучие может оказаться колоссом на глиняных ногах, может рухнуть в одночасье, если будет забыто то основание, тот фундамент, на котором это было построено.

Дальше констатируется, что безудержное потребление истощает ресурсы нашей планеты. Общество потребления, которое ставит главной своей целью как можно больше потреблять и веселее жить, обречено на саморазрушение. Кроме того, это влечет за собой неравенство распределения земных благ и увеличивает чувство несправедливости, которое тоже расшатывает социальные основы жизни.

Дальше говорится о семье, о кризисе семьи, о всех этих нетрадиционных отношениях, что брак – это все-таки союз мужчины и женщины, а не чего-то другого, так что это тоже очень важная совместная тема и здесь мы можем сотрудничать в проповеди своей. Аборты упоминаются, новые медицинские технологии, которые тоже очень опасны, надо очень аккуратно к ним подходить.

 

Александр Крупинин:  Тут имеется в виду, что взгляды на социальные вопросы у католиков и у православных фактически совпадают, и это заявление подчеркивает именно это совпадение и единство этих взглядов и говорит о том, что мы должны совместно и выступать перед секулярным миром.

 

Протоиерей Александр Степанов: Да, совершенно верно.

 

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru