В программе «Неделя» события прошедшей седмицы..." />
6+

«80% считают себя православными, а в храм ходят всего 3%»

В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин.

Сорокин

Темы передачи:

1) 24 мая – День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, День славянской письменности, день ангела Святейшего патриарха Кирилла, 27 мая — День города Санкт-Петрербурга.

2) Освящение главного престола в Петропавловском соборе: что это означает с богослужебной точки зрения?

3) «Круглый стол» на тему «Николай II. Прерванная традиция или конец монархии»: Может ли будущее России быть связано с монархией?

4) Церковь и церковная община: опасность подмены государственной социальной систему и превращения Церкви в утилитарные социальные проекты.

5) Празднование 1000-летие преставления князя Владимира: почему так мало внимания уделяется в обществе этому событию?

6) Демографическая катастрофа в России: какие меры предпринимает Церковь для решения вопросов семьи и брака? Почему современный человек перестал ценить семейные ценности?

7) Православное братство: Почему сейчас много самозванцев в рясах, злоупотреблений на религиозной основе?

8) Новый перевод Библии: как отличить «правильный» перевод от догматически неверного?

Прямой эфир: 24 мая 2015 года.

____________________________

Александр Крупинин: У нас в гостях профессор, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга, протоиерей Владимир Сорокин.

Протоиерей Владимир Сорокин: Сегодняшний день у нас богат на события: праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, День славянской письменности, неделя святых отец Первого Вселенского Собора, день ангела у святейшего Патриарха Кирилла. Сейчас праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, День славянской письменности приобрел такие масштабы, что в Москве сегодня даже службы во всех храмах начинаются в 8 утра с тем, чтобы все могли в 12 часов прийти на Красную площадь, где состоится торжественное театрализованное представление – этому придается очень большое значение. А у нас в городе на Исаакиевской площади выступает большой хор, проводятся и большие мероприятия в честь Дня города. Сегодня день важный, торжественный, и это хорошо. Я хотел бы всех поздравить с этим благодатным и радостным днем. Кирилл и Мефодий – это наши ключевые фигуры в части просвещения, образования, духовного, культурного и литературного развития. Я рад, что у нас традиции и праздники возрождаются и приобретают серьезное, спасительное для нас значение. Стоит этому порадоваться и поздравить, помолиться о том, чтобы Святейший Патриарх Кирилл много лет трудился, молился о нас, пожелаем ему всяческих благ.

Александр Крупинин: На этой неделе произошло важное событие для Петербурга – это освящение главного престола собора святых Петра и Павла в Петропавловской крепости.

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, владыка освящал престол, я там присутствовал. После революции собор стал музеем, а потом храм освятили, а престол отреставрировали только сейчас. Если храм освящен – это хорошо, это дает право совершать службы, но это не все. Только после освящения престола в храме можно совершать чин рукоположения священников, дьяконов и епископов. Там сейчас регулярно совершаются богослужения и Святейший Патриарх там, вроде, собирается служить на Петра и Павла, видимо там будет уже какое-то рукоположение, может быть, и епископское.

Александр Крупинин: Там ведь не только храм, там еще и царская усыпальница.

Протоиерей Владимир Сорокин: Когда я бываю в этом храме, там, среди этих надгробий, усопших наших правителей, императоров, чувствую какое-то особое благоговение к истории, традициям, преемству поколений – благодатное место. Это был наш первый кафедральный собор.

Александр Крупинин: Состоялся «круглый стол» на тему «Николай II. Прерванная традиция или конец монархии» в Феодоровском соборе. Будущее России может быть связано с монархией?

Протоиерей Владимир Сорокин: Для верующего сознания монархия ближе в силу того, что Православная Церковь построена на иерархичном признаке: Господь, потом апостолы, потом священство, миряне. Наша Церковь все-таки форму имеет, и в ней есть место для гражданской власти. А если монарх – Помазанник Божий, то это, конечно, ближе к нашему сознанию. Но прошло уже столько времени, и настолько сознание большинства людей секуляризировалось, и сейчас несколько другие уже представления о власти, много сейчас свободы.

Александр Крупинин: В Англии свобода не мешает монархии, традиции.

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, англичане блюдут традиции, форму, представление о государстве, о власти. А у нас получилась какая-то страшная история, столько жертв, в том числе и царскую семью уничтожили, все пошло таким непутевым путем, что теперь снова вернуться в прежнюю схему с включением монархии – не знаю, как это возможно. Для большинства сегодняшних людей, особенно молодых, это вызовет разделение общества, нужно для этого созреть. Например, президент – это административно-юридическое лицо, а царь – это Помазанник Божий, к нему и отношение благоговейное, он руководствуется духовными принципами. Мы пережили ХХ век, который много спутал всего, перемешал все, но в моем религиозном чувстве есть место для монархии, а как для современного человека – мне трудно судить. Я бы хотел, чтобы власть вызывала больше благоговения, уважения, а не страха, подозрительности и недоверия.

Александр Крупинин: Чтобы была монархия, большинство населения должно быть верующими.

Протоиерей Владимир Сорокин: В «Социальной концепции Русской Православной Церкви» записано, что для Церкви не имеет значения, какой политический строй в стране, Церковь принимает ту систему, которая есть.

Я был на конференции, посвященной приходской общине, и меня насторожило многое. Молодое поколение, священники ведут разговор об общине, разговоров много, и происходит подмена понятий: есть Церковь, а есть община. Господь основал Церковь, и она, как понятие, вошла в вероучительные документы и всегда существовала, как понятие духовное, надземное. Святые отцы определили понятие Церкви, как единство, святость, апостольство и соборность. Праздник Пятидесятницы – это рождение новой формы Церкви, Господь послал апостолам Духа Святого, и Церковь обрела свою форму. Все есть в Церкви, нужно только научиться правильно пользоваться этими принципами единства, святости, апостольства и соборности. А молодые батюшки рассуждают об общине – это измерение утилитарное, это правила хорошего тона. Получается подмена понятий, потому что часть людей больше ищут социального действия в Церкви, но тут есть опасность подменить государственную социальную систему и превратить Церковь в утилитарные социальные проекты.

Вопрос слушателя: В этом году мы празднуем 1000-летие преставления князя Владимира, но как-то мало внимания уделяется в СМИ, на книжных ярмарках этому событию. Почему нас, современников, так мало волнует событие, которое определило на тысячу лет ход нашей истории?

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, это как-то мало освещается в СМИ. Ваше радио, да, а остальные немного. Это очень серьезное событие. Это наши просветители, и князь Владимир и святые Кирилл и Мефодий. Мы в своем соборе подготовили целую программу к этому празднованию: напечатали атлас и открытки, каждую по своей теме, издали альбом, посвященный заветам князя Владимира. Мы свои усилия адресуем и учащимся, которые приходят регулярно на экскурсии в наш храм, и прихожанам и просто людям, которые зашли в храм посмотреть, поставить свечку. Я чувствую ответственность, как настоятель собора его имени, и мы пытаемся находить способы поговорить с людьми, рассказать им как можно больше о князе Владимире.

1000-летие преставления святого князя Владимира — очень серьезное событие. И князь Владимир, и святые Кирилл и Мефодий — наши просветители. Мы в Князь-Владимирском соборе подготовили целую программу к этому празднованию: напечатали атлас и открытки, каждую по своей теме, издали альбом, посвященный заветам святого князя Владимира. Мы свои усилия адресуем и учащимся, которые приходят регулярно на экскурсии в наш храм, и прихожанам и просто людям, которые зашли в храм посмотреть, поставить свечку.

      Вопрос слушателя: В России сейчас огромная демографическая катастрофа: вопросы семьи, абортов, многоженства, гражданских браков – очень насущны. Вот об этом вы можете поговорить?

Александр Крупинин: Можем. У нас как раз в дайджесте есть целый ряд вопросов, связанных с абортами, многоженством.

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, в обществе это большущая проблема. Но я знаю и многие примеры многодетных семей, из наших прихожан. Правда, сейчас почему-то стало мало венчаний. Кризис семьи действительно наблюдается. Прервана вот эта связь нравственности, духовности и обязательства друг перед другом: если уж ты назвался православным человеком, крестился, пришел в Церковь Христову, то значит, для тебя есть какие-то нормы поведения, христианские. У нас в епархии создан и отдел, и Церковь этому много внимания уделяет, Синод издал постановление, как венчать второбрачных. Но проблема в том, что современный человек почему-то не настроен жить не только в семье, он в обществе чувствует себя неудобно, неуютно, даже в общественном транспорте. Человек перестал ценить семейные ценности, дорожить этим семейным уютом, теплом. Сказать, что Церковь в этом отношении ничего не делает? Нет, все, что нужно мы говорим, помогаем людям: все, что можно, Церковь делает.

Самая главная миссия Церкви – проповедовать нормы, духовные ценности, заповеди Божии держать. Что такое заповеди: это определенная планка, вы за нее вцепились и держитесь. Если вы будете работать над собой – вы будете держаться, достигать этой планки.

Церковь и является тем критерием, тем уровнем, за который общество, если хватается за эту планку, взяв за принцип Десять заповедей, Нагорную проповедь, мораль христианскую, и держится, предпринимая усилия держаться на этом уровне, тогда все у него получится. А если пытаться заповеди упростить, Бога опустить к себе поближе, облегчая себе нравственную работу, то это опасное дело. Поэтому и получается у нас, что 80% считают себя православными, а в храм ходят всего 3%.

Вопрос слушателя: В нашем городе есть какая-то община схимонахов, что это? И что такое православное братство?

Протоиерей Владимир Сорокин: Я не слышал об этом, но я знаю, что сейчас есть тенденция продублировать приходы наши. Есть такие люди, которые надевают на себя рясы, подрясники, отпускают бороды и считают, что они какие-то сверхмонахи, сверхсхимники, что им открыто что-то. Привозят масло, якобы из Афона или из Святой Земли – покупайте, сразу помогает от всех болезней. Я считаю, что сейчас уже то время, когда православные люди могут получить правильную ориентацию, кто это. Настоящий священник и настоящий храм зарегистрирован и в Церкви, и в государстве. А это, к сожалению, торговля церковными духовными ценностями, и вводят людей в заблуждение, нужно внимательно и ответственно относиться к тому, что вам предлагают.

Относительно православного братства: есть специальное постановление архиерейского собора о том, что братство может существовать только в рамках прихода. Всякое другое собрание, которое называет себя братством, сестричеством, если там нет ответственного человека, назначенного настоятелем или правящим архиереем, называется «самочинным сборищем». Сейчас очень много злоупотреблений на религиозной основе, спекулянтов, продавцов-покупателей под именем Церкви, и Церковь к этому относится очень строго. Сегодня в евангельском чтении сказаны великие слова апостола Павла, что придут лжеучители, которые будут проповедовать для самих себя (а не для Иисуса Христа).

Александр Крупинин: Вышел новый перевод Библии, Ветхого и Нового Завета, над которым работали больше 20 лет институт перевода Библии, Библейский богословский институт, этот перевод был представлен в Москве. Как Вы вообще относитесь к новым переводам Библии, нужны ли они?

Протоиерей Владимир Сорокин: Очень осторожно отношусь. И хочу порекомендовать всем православным людям: чтобы узнать, правильный ли текст Библии, есть очень определенный закон. Наш текст, синодальный перевод: для нас Иисус Христос – Сын Божий. Открываем Евангелие от Иоанна 6 глава, 69 стих. Здесь написано: «И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». А в новых переводах «Ты – Святой Божий». И они пытаются доказать, что это одно и то же. Или в Евангелии от Марка «Сей род изгоняется молитвой и постом», а в новых переводах «Сей род изгоняется молитвой», а поста нет. И таких мест в Евангелии несколько. В этом разница синодального перевода от новых, научных переводов.

Александр Крупинин: Синодальный перевод тоже взят откуда-то?

Протоиерей Владимир Сорокин: Синодальный перевод взят из лекционарного текста, который с древности употреблялся за богослужением. Есть два рода текстов: текст, который употребляется за богослужением, и «кодексовый» текст. Писались «кодексы» по заказу богатых людей, и там не очень соблюдалось догматическое правило. А теперь ученые говорят, что «кодексовые» тексты более истинны. Богослужебные тексты более древние, и Церковь православная сохраняет эту богослужебную часть. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели нам текст богослужебный, а потом стали вводить «кодексовые» тексты. Православная Церковь всегда держалась синодальных богослужебных текстов, и это имеет принципиальное значение. Весь православный Восток, все греческие церкви, антиохийские пользуются богослужебным текстом. «Кодексовые» тексты были изобретены в Х1Х веке, их компоновали из многих кодексов и пытаются их вводить. Но это серьезнейшая проблема. Рано или поздно у нас на этой почве могут возникнуть даже разногласия.

Текст: Н.М.Лукьянова

Слушать передачу:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru