В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов
Прямой эфир 1 декабря 2013 г. АУДИО
Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии?
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Государственном педагогическом университете им. Герцена отец Димитрий Симонов. Отец Димитрий, на этой неделе состоялось ежегодное Санкт-Петербургское епархиальное собрание, чем оно Вам запомнилось?
Иерей Димитрий Симонов: Я был на этом собрании, это – собор нашей епархии. На нем озвучиваются все значимые, актуальные вопросы, владыка дает свои распоряжения и рекомендации сразу всем настоятелям и представителям от прихода, главы отделов епархиального управления отчитываются о проведенной работе. В этом году было переизбрание Епархиального совета, органа управления в промежутках между собраниями. Очень важным было то, что на собрании был озвучен тот факт, что наша митрополия разделилась на Тихвинскую, Выборгскую Гатчинскую епархии по области и Петербургскую (по городу). Это действительно мудрое решение, так как оно позволяет лучше организовать многие аспекты церковной жизни, особенно в области. Завершилось собрание пением «Символа веры», как подтверждением того, что даже решение каких-то технических вопросов имеет смысл только по отношению к основному служению Церкви.
АК: У нас еще одно приятное событие – это возвращение исторического комплекса зданий Санкт-Петербургской Духовной академии.
ДС: Да, это радостно, потому что долгое время эти помещения занимал спортивный колледж, и много лет наша епархия добивалась возвращения этих зданий. Конечно, потребуется много сил и средств, чтобы теперь привести все в порядок, отремонтировать, чтобы это было приемлемо для учебного процесса, и вдохнуть в эти помещения новый дух.
АК: Состоялась научно-богословская конференция в Тосно, на которой выступал профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Тема конференции «Божественная литургия как центр духовной жизни христианина». Насколько тема сегодня актуальна?
ДС: Тема очень актуальна, Евхаристия – это вершина христианской жизни. Здесь речь идет, во-первых, о необходимости просвещать людей новоначальных, а во-вторых, концентрировать внимание людей Церкви на то, что важно, а что второстепенно. Нередко религиозный быт человека, позиционирующего себя как христианина, немногим отличается от любой другой религии. Евангельская же благая весть предполагает внутренний прорыв, выход за обычные рамки религиозности, и говорить об этом, проповедовать – очень важно. И первое, что напоминает нам об этом – это Евхаристия.
АК: Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии иеромонах Игнатий (Юрченков) продолжил тему докладом о традициях чтения евхаристических молитв во всеуслышание. Этот вопрос поднимается с 30-х годов прошлого века.
ДС: Этот вопрос поднимал еще император Юстиниан в VI веке, и одна из его законодательных новелл запрещает эти молитвы читать про себя. Но впоследствии сложилось иначе, и теперь очень много говорят о том, что нужно возобновить эту традицию.
АК: Почему бы священноначалию не решить этот вопрос, чтобы читать вслух?
ДС: Литургия – это очень нежная, животрепещущая ткань тела Церкви, и если делать какие-то резкие изменения, то они будут очень болезненны, поэтому любые изменения должны быть неспешными, иначе можно прийти к тем ошибкам, которые были совершены в период Реформации. За скоростью очень часто не стоит чего-то подлинного, пережитого, настоящего. В истории Русской Православной Церкви есть одна большая трагедия: конец XIX — начало XX века – это плюрализм мнений по многим острым, актуальным вопросам (в том числе и по поводу Евхаристии), серьезно шла подготовка к Поместному собору 1917 года, причем люди были очень и очень образованные – фундаментальная дореволюционная богословская школа, и если бы не переворот 1917 года, то эти вопросы нашли бы свое решение. А дальше появилось обновленческое движение, беда которого была не в литургических реформах, а в сотрудничестве обновленцев с большевиками. Сотрудничая с большевиками, они себя дискредитировали, и даже когда Патриарх Тихон ввел реформу (перешел на новый календарный стиль), то неприятие народом всего, что происходило, вынудило его вернуться к прежнему режиму. И в подсознание народного благочестия вошло только то, что все, кто меняет что-то – делают плохо.
АК: Я не могу понять, почему Церковь не делает так, чтобы главные вопросы стали достоянием всех людей. Обсуждают вопросы самые разнообразные – где-то притесняют христиан, где-то ходит «черный нал» по рынкам, где-то еще что-то, но не говорят о главном – что такое Церковь, почему туда надо ходить, что это – общее служение, и что такое Евхаристия. Это же основы существования Церкви. Если бы я не попал на радио «Град Петров», я мог бы еще 10 лет ходить в храм и никогда об этом не узнать. Я просто стоял бы в храме, где священники что-то делают, а мне нужно исповедаться и дождаться причастия, получить его и смело уходить. Мне неоткуда было это узнать. Почему в проповеди Церкви эта тема не занимает самого главного места?
ДС: Проповедь на эту тему ведется, очень много.
АК: Я ни разу не слышал, кроме как на нашем радио. А на службе в храме обычно произносится проповедь о смысле того зачала Евангелия, которое читается в этот день.
ДС: В силу своих внутренних обстоятельств – это тот аспект, который должен, прежде всего, звучать внутри самого прихода, в непосредственном служении пастыря, который обращается к своей пастве. Я сторонник регулярного причащения, и в этом – внутренняя логика литургии, для этого мы и собираемся, чтобы причаститься. Но многие люди были воспитаны в традициях Синодального периода, когда считалось, что причащаться нужно раз в году, в период евхаристического упадка обычная жизнь Церкви становится менее динамичной. Очень легко в духовной жизни делать шаг назад, но как трудно – вперед! Однако святые XIX века были очень прогрессивны для своего века: Игнатий Брянчанинов, Серафим Саровский, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский были сторонниками частого причащения. Я согласен с Вами, что об этом нужно говорить чаще.
АК: У нас в этом году – юбилей Клайва Стейплза Льюиса, и в Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная 50-летию со дня кончины писателя. Как Вы относитесь к Льюису? Можно ли считать творчество Льюиса православным?
ДС: У епископа Каллиста (Уэра) есть статья, которая так и называется «Можно ли считать Льюиса анонимным православным?». Мне Клайв Льюис очень нравится, мне нравится его способность очень простым языком говорить о самых высоких евангельских истинах, он иногда прост настолько, что в своей простоте становится изысканным.
АК: Мне кажется, что там, где он действует через образы, он более доходчив, чем когда сухо размышляет. Те же «Письма Баламута» очень сильны, они живые, начинаешь понимать – вот где нас ловят!
ДС: Льюис – это тот автор, которого я регулярно перечитываю, два моих любимых произведения – это «Письма Баламута» и «Расторжение брака». Если бы я преподавал нравственное богословие, я бы использовал «Письма Баламута»: само построение текста, вопросы, которые он выводит на поверхность через Баламута – он касается последовательно, ступенчато настроений человеческого сердца. И когда ты читаешь каждое письмо, понимаешь, что это – про тебя, что это в твоей жизни есть или было. Сделано прекрасно это художественное произведение, читается легко и не оставляет тебя равнодушным. А «Расторжение брака» – это совершенно гениальное произведение. Льюис здесь задает этот тон восприятия ада и рая, и эта основная мысль, что двери ада закрыты изнутри, что многие не хотят попасть в рай, им не нужен рай, они готовы себя закрыть в аду. И на самом верху этой мысли – свидетельство того, что смысл ада не в котлах кипящих, а что ад может быть создан человеческим эгоизмом, нетерпимостью – тем, что наполняет человека. Льюис совершенно талантливо проявил себя как фантаст, в жанре «фэнтези», его «Космическая трилогия» никого не оставит равнодушным, но это и богословское произведение. И, конечно, одно из главных его произведений – это «Хроники Нарнии», которые так откровенно, просто рассказывают детям о Христе.
Вопрос слушателя: Хотелось бы высказать свое пожелание следующему епархиальному собранию, чтобы чаще проводились миссионерские литургии.
ДС: У нас в храме был опыт миссионерской литургии Преждеосвященных Даров с объяснениями, опыт очень положительный. Миссионерские литургии вообще проводят не так уж редко: недавно служил такую литургию владыка Амвросий, а отец Александр Дягилев служил миссионерские литургии в Горном институте, и можно назвать много других приходов, где они совершались.
Мы должны сами читать, размышлять, разобраться с текстами молитв. Наше общее неравнодушие, наше желание быть активными участниками литургии зависит от нас самих, и начинать нужно с вопросов просвещения. Из литературы о таинстве литургии можно почитать отца Александра Шмемана («Евхаристия – Таинство Царства»), отца Николая Афанасьева («Трапеза Господня»), архиепископа Финляндского Павла. Можно воспользоваться текстами литургии с параллельным переводом. Очень важно, чтобы человек сам внимательно, со смыслом подошел к этой проблеме и Господь обязательно поможет. Если мы хотим пережить литургию во всей ее полноте, то это будет нам дано, но главное – это самим подойти ответственно, ведь Церковь – это литургия.
Текст: Н.М. Лукьянова
См. также:
![]() |
АУДИО + ФОТО Реклама мощей на улицах города – кто это делает и как к этому относиться? |