Апостол язычников

Программы об апостоле Павле

АУДИО + ТЕКСТ

В дни Петрова поста, предваряющего праздник в честь апостолов Петра и Павла, предлагаем вашему вниманию несколько  программ из архива радио «Град Петров», посвященных апостолу, ставшему символом миссионерской сущности Церкви, апостолу язычников, не встречавшему Христа в Его земной жизни, не вошедшему в число Его 12 учеников, и даже в число 70-ти посланных на проповедь, но, по церковной традиции, почитающемуся наравне и вместе с Петром – камнем в основании Церкви Христовой (два этих апостола получили наименование Первоверховных).

 

Слушайте и читайте на сайте:

 

Одним из основателей христианства нужно признать, без всякого сомнения, апостола Павла. Апостолом Павлом написана половина из 27 произведений, составляющих книгу Нового Завета. Несомненно, 14 посланий апостола Павла христианским общинам и отдельным людям написаны до всех других писаний Нового Завета.

Перед современным человеком очень скоро встанет с предельной неумолимой ясностью вопрос: либо с Богом, либо против Него. Причем вопрос этот окажется судом одновременно и над всякой всего лишь привычной, бытовой, теплохладной религией, и над всеми идеологиями, решившими исключить Бога и Небо из человеческой судьбы. И вот, потому что этот неизбежный вопрос все очевиднее вырастает перед нами, необходимо вспомнить апостола Павла. Одного лишь нет в нем – теплохладности.

АУДИО

 

Для иудеев апостол Павел – это предатель закона, основы основ иудейской религии. А с другой, околохристианской стороны или подхристианской стороны, говорят, что апостол Павел создает новую религию, а не христианство. Вот, есть Евангелие, а у апостола Павла какие-то сложности, трудности. На это я бы ответил следующим образом. В Евангелиях основным действующим лицом является Господь Иисус Христос. Евангелие не излагает учения Иисуса Христа в его аргументативно-логическом плане, методологически-научном плане. Именно это сделал апостол Павел. Когда мы читаем о том, что Иисус Христос учил, как власть имеющий, то содержание Его учения излагается нам в притчах, в отдельных афоризмах, в блаженствах. Но все это нельзя назвать ученым богословием. Апостол Павел был первым ученым богословом, который ввел все сказанное и сделанное Богом через Иисуса Христа, все то спасительное, что произошло в Нем, в систему, в некие рамки научного богословского подхода. Он первый богослов по-настоящему. У нас не было бы христианства как учения, если бы не апостол Павел. Христианство продолжало бы быть как духовное явление во Христе, но как учение – нет.

ТЕКСТ

 

Апостол происходил из среды эллинизированного (правда, умеренно эллиннизированного) иудейства. Он воспитывался в столице провинции Киликия, в городе Тарс. Иудейство в Тарсе было эллинизировано. Поэтому язык апостола Павла – это хороший греческий язык, но строй мысли при этом у него все-таки остается библейский. Павел думает по-еврейски, по-библейски, а говорит по-гречески. Цитирует он Библию греческую, Септуагинту (перевод еврейской Библии на греческий язык), а в этом переводе одни и те же еврейские слова часто переводятся самыми разными греческими словами. Наконец, апостол Павел говорит с простыми людьми, далеко не всегда возвышенно, поэтому часто он использует слова в их простонародном значении. Все это требует нашего очень серьезного научного внимания при анализе текстов апостола Павла.

ТЕКСТ

 

Первое послание к коринфянам носит эллинистическо-философский характер. Апостол Павел рассуждает в нем о разделениях в Церкви. Антропологический дуализм, то есть разделение тела от некой иной, иноприродной ему субстанции, от души или духа бессмертного, приводило к двум совершенно противоположным этическим и нравственным тенденциям. С точки зрения эллинизма тело – это гроб, зло, а душа – это благо, это что-то божественное. Если тело – зло, а я уже верую в Бога и во Христа, то я каким-то образом избавляюсь от зла и перехожу в сферу добра, я живу весь в Духе Святом, во Христе, это вот этот мир весь погряз в телесном, а я-то весь уже в духовном и к телу не имею никакого отношения. Плевать мне на это тело, не хочу я иметь с ним ничего общего. Это гроб, из которого я давным-давно вырвался во Христа и в Святого Духа. Поэтому если тело идет пьянствовать куда-то, то пусть пьянствует, ему же хуже – скорее концы отдаст. Это же не я, а я-то во Христе! А это тело пьянствует. Тело пошло блудить, пусть блудит, ничего хорошего ему от этого не будет, состарится скорее. И так далее. Это полное пренебрежение к телесной жизни в смысле полной отдачи телесной жизни фактически. Таких дуалистов называли либертинистами (от слова «либертос» – свобода). Была и другая группа дуалистов, которые говорили: «Да, тело – это зло, а душа – это добро, и поэтому тело надо всячески подавлять». Это такой предельный аскетизм: как можно меньше есть, а если есть, то только какую-нибудь травку. Или секс – ну, у нас, конечно, секса нет вообще, полностью. Рожать детей? Да зачем? Это умножать скорби в этом мире, это связано с телесными отношениями – ни в коем случае. Жениться? Нет, нет, нет, скорее всего – разводиться. И так далее. Вот это такой предельный еретический аскетизм. Вот это два полюса, с которыми апостол Павел постоянно враждует в перовом послании к коринфянам. А вот в шестой главе он набрасывается на этих либертинистов и приводит в 12 стихе их лозунг: «Все мне позволено», и отвечает: Но не все полезно. Ничто не должно обладать мною.

Второй лозунг, который они приводят: «Пища для чрева, чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое. Что на это обращать внимание? Пища, питие, блуд – это все телесное, чепуха. Бог все это уничтожит». Павел этим возмущен и отвечает им (интересная параллель): «Тело – не для блуда, но для Господа. Господь не уничтожит, а воскресит нас, тело». Что не нравится Павлу, на что он обращает внимание? На то, что они представляют себе человека, как чрево, набитое пищей. Павел говорит: Нет, человек – это не чрево, набитое пищей. Человек – это тело, целое. Конечно, чрево для пищи, пища для чрева, но целое тело не для пищи, оно было создано Богом для Самого Себя, для Бога, для Господа. И Господь с Небес сошел для тела, то есть человек для Бога, и Бог для человека, и Бог воскресил и Иисуса, и наши тела воскресит. Не уничтожит, как чрево, а воскресит, как тела. Здесь сталкиваются два совершенно разных мировоззрения, два совершенно разных взгляда на человека: эллинистический дуализм, человек – это чрево, от которого свободна душа, и Павлов, библейское понятие о человеке, человек – это целое, не делимое на каких-то два куска, на материю, на душу, или на три куска. Бог воскресит человека именно в его подлинной цельности, в теле.

ТЕКСТ

 

Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам). Она «под Богом». У нас переведено: «от Бога» – это «всякая власть под Богом». И далее в греческом тексте: «Ибо власть есть Божия рабыня тебе на добро». И дальше указано, в чем же состоит божественное благо, которое требует Бог от власти (ведь власть – Его рабыня, она должна подчиняться Богу): чтобы был порядок, справедливость, любовь – прежде всего. Именно поэтому, если власть хорошо справляется со своими обязанностями, данными ей от Бога, тогда и подати надо платить, и почитать ее. Но, а если власть плохая рабыня? Если она творит зло вместо добра?

АУДИО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru