Александр Крупинин в программе «Возвращение в Петербург»: «С помощью названий улиц общество выражает свое понимание своего места в мире, своей истории, своего отношения к тому, что происходило и что должно происходить…»
Добролюбова практически не занимали философские, нравственные, эстетические проблемы искусства. Он смотрел на словесность с точки зрения партийной и классовой целесообразности (не употребляя при этом неизвестного тогда термина «классовый»). По его мнению, «литература представляет собою силу служебную, которой значение состоит в пропаганде, а достоинство определяется тем, как и что она пропагандирует». Поэтому те произведения, из которых нельзя извлечь революционную пропаганду, оценивались Добролюбовым невысоко.
Нас солнечный Сталин повел за собою,
И Родина стала страной героев,
Каких не рождалось в замученных странах
При белом царе, при султанах и ханах.
Я славлю батыра Ежова, который,
Разрыв, уничтожил змеиные норы,
Кто встал, недобитым врагам угрожая,
На страже страны и ее урожая
В стихотворении «Владимир Ильич!» (1920) поэт открыто благодарит Ленина за ясное указание, кого убивать: «Теперь не промахнемся мимо. Мы знаем кого – мети! Ноги знают, чьими трупами им идти». И это отнюдь не метафора: сотни документов, раскрывающих правду о массовых зверствах большевиков (в том числе документов за подписью Ленина), говорят о прямом смысле этих слов
После Второй мировой войны, когда были подавлены последние эстонские сопротивления советский власти, Эстония стала уже неотъемлемой частью нерушимого, как тогда казалось, Советского Союза, и в начале 50-х годов город Аренсбург, в котором родился Кингисепп, переименовали в честь этого человека. То есть у нас было два Кингисеппа. Когда Эстония опять стала независимой, эстонцы сразу же вернули исторические название, а наш Ямбург так и остался Кингисеппом в честь основателя эстонской коммунистической партии.
«Советская власть плюнула в лицо предкам».
В программе «Встреча» Вадим Дормидонтов и Даниил Петров рассказывают, как происходили возвращения исторических названий в Москве в начале 1990-х годов. Во второй части беседы мы обсудим сегодняшнюю ситуацию постсоветского «застоя» в топонимике
Как русские писатели и поэты осмысляли тему топонимов? Почему топонимика считалась большевиками «архиважной»? Об этом в программе «Возвращение в Петербург» размышляет доктор филологических наук Светлана Шешунова