6+

Жан «винительный падеж»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров

Тема: Социальные проекты Реформации в Германии и начало Реформации во Франции

Эфир: 25 ноября 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена направлениям «радикальной» Реформации, анабаптизму, «крестьянскому» богословию, богословию Томаса Мюнцера, Реформации во Франции и деятельности Жана Кальвина.

 

 

Антон Тихомиров:

 

Во Франции в ту эпоху всё также достаточно бурлило, и в социально-политическом, и в богословском планах. Там тоже протестантские идеи уже вовсю проникают в умы, и воспринимались они людьми разных социальных слоёв.

 

И, пожалуй, самым ярким носителем этих идей становится Жан Кальвин. Он был младшим современником Мартина Лютера. Родился в 1509 году, то есть значительно позже Лютера. Он – француз, детство провёл в небольшом городке Нуайон в семье (как мы бы сейчас сказали) секретаря местного епископа. Отец готовил Жана Кальвина к духовной карьере. И, как было принято тогда в той местности, уже в двенадцать лет он становится настоятелем сначала одной, а затем даже двух церквей. Разумеется, он ещё официально не мог иметь духовного сана, он не мог исполнять служение настоятеля. Для исполнения данного служения там были отдельные «штатные» священники, которые служили на регулярной основе, но доход от их служения получал Жан Кальвин. Это было довольно распространённой практикой в то время, и обычно таким образом финансировалась учёба будущего священника.

 

Он учится в школе, отличается довольно неплохими успехами в учёбе. В 1523 году умирает его мать, отец женится снова. И вот здесь, с одной стороны, из-за изменения семейной ситуации, с другой стороны, из-за личного желания «карьерного роста», Жан Кальвин отправляется в Париж на учёбу, где знакомится со многими учёными-гуманистами, которые во многом сочувствуют Мартину Лютеру и его идеям. Таким образом, Жан Кальвин оказывается в обществе людей, которые изучают идеи Лютера и, так или иначе, ему сочувствуют.

 

Он получает докторскую степень по юриспруденции, и лишь затем обращается к богословию. Его сокурсники описывают его очень своеобразно (это потом будет плохо вязаться с тем образом, который у нас обычно создаётся при упоминании имени Кальвина): в нём сочеталась большая способность к дружбе, робкость, застенчивость, замкнутость и строгость нравственного плана (а отсюда его прозвище Жан l’accusatif, то есть Жан «винительный падеж»).

 

В двадцатых-тридцатых годах он всё более начинает активно участвовать в жизни протестантов в Париже, посещая подпольные собрания.

 

В какой-то момент, его участие в деятельности протестантов раскрывается, и на него вызывают отряд полиции. И он, как это иногда показывают в голливудских фильмах, сбегает от них из своего окна по простыне.

 

С момента этого побега и почти до конца жизни он становится беженцем. Переживает немало переездов, приобретает проблемы психологического характера (приступы депрессии и тревоги). Это очень важно и для понимания его биографии, черт характера и его богословия. Это богословие скитальца и странника.

 

 

В своих скитаниях Жан Кальвин пишет свою главную книгу «Христианские установления». Эта книга сразу делает Жана Кальвина известным. В отличие от Мартина Лютера и других реформаторов, он пытается создать всеобъемлющий догматический труд, последовательно рассмотрев все основные вопросы, имеющие отношение к человеку, Богу, спасению и так далее.

 

 

Один из моих преподавателей в университете говорил (и, по-моему, он был прав), что вокруг Жана Кальвина сложилась чёрная легенда, историки пытались из него сделать сухого диктатора и такого бессердечного человека (одни из авторов такого образа был Стефан Цвейг, который описал его таким образом в своём романе «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина»). Действительно, проживая в Женеве, Кальвин устроил там определённого рода «нравственную» диктатуру, которую поддерживали соглядатаи, курсировавшие по городу и наблюдавшие, не делают ли люди чего-нибудь недозволенного (например, даже такие вроде бы безобидные развлечения как игра в карты или танцы). Но у этого были вполне себе богословские причины…

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru