fbpx
6+

Во имя чего можно убивать?

Программа Даниила Варламова

 «Смысл происходящего»

 Гость: протоиерей Александр Дягилев

 Тема: смертная казнь

 Эфир 12 марта 2020

 АУДИО

 ВИДЕО

 

В программе «Смысл происходящего» настоятель храма святого праведного Симеона Богоприимца в Скачках протоиерей Александр Дягилев рассуждает о проблеме смертной казни.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

«Церковь у нас в каком-то смысле расколота. Но расколота не в смысле раскола, а в значении того, что мы четко можем выделить у нас две «партии». Одну условно можно назвать «консерваторами», другую – «либералами». Это относится ко многим вопросам, и, в частности, тема смертной казни, как мне кажется, в их числе. Как мне представляется, большинство людей, которые причисляют себя к консерваторам, очень часто ратуют за «Русь-матушку», за то, чтобы возродить устои Руси XVII, XV, XIV веков. Некоторые из них вообще видят в Иване Грозного святого и идеального человека. Соответственно, примеры жизни того времени воспринимаются как идеал. Некоторые из них искренне считают, что раз цари – святые и праведные – казнили, значит, так и надо.

 

Есть другая точка зрения, которую, условно, разделяют так называемые «либералы». Я говорю «условно», потому что подозреваю, что и в том, и в другом крыле могут найтись приверженцы, скажем, устоев и возрождения традиций, но при этом против смертной казни, и, наоборот, сторонники достаточно широких взглядов на многие вопросы, но при этом – за смертную казнь. Такое тоже может быть. Мне кажется, большинство условных «либералов» за то, чтобы смертной казни не было. Это их позиция.

 

Когда я готовился к этой программе, я столкнулся с тем фактом, что можно найти высказывания у отцов Церкви и у святых – как «за», так и «против». Причем, на мой взгляд, подавляющее большинство тех, кто против смертной казни – это люди из эпохи мученичества. В то же самое время, когда Церковь и государство срослось, стало единым целым, то некоторые, условно говоря, «государственники» – то есть те, кто строил некое земное Царство Небесное в виде православной Римской Империи – уже считают, что смертная казнь нормальна. Мы знаем и из истории Византии, и из истории Руси, что были и публичные смертные казни – хотя это были христианские страны! Были ситуации, когда священники  и даже епископы поддерживали смертную казнь.

 

<…>

 

Существуют люди и существует насилие, педофилия, есть люди, которые по какой-то причине это сделали. Почему сделали? Надо задуматься. Может быть, преступление настолько тяжкое или он настолько погряз в этом, стал маньяком, что и выпустить его невозможно. В таком случае пожизненное заключение означает, что общество спасает себя от него, но ведь даже в этой ситуации этим человеком тоже стоит заниматься. По крайней мере, его душой. В случае казни мы просто «отправляем человека в ад» без шансов на покаяние, исправление, размышление, познание Бога. В некоторых случаях, я допускаю, человека можно и исправить.

 

Если родственники изнасилованной и убитой девочки не хотят, чтобы он исправился, а хотят, чтобы отправился в ад, то возникает встречный вопрос. Я понимаю, что гибель девочки – это жуткая боль и жуткая потеря. Но желать кому-то пойти в ад – не разрушает ли это вас? Насилие порождает насилие. Любой насильник – сам жертва насилия».

 

 

По телефону из Германии проблему смертной казни прокомментировал политический философ Александр Гарин.

 

Александр Борисович Гарин:

«Я думаю, в христианство заложена аксиома о том, что человек – не абсолютный хозяин жизни. Эта интуиция говорит нам о том, что каждый индивидуум ограничен, а весь агрегат людей не контролируется индивидуальным взглядом. Мы отделяем Хозяина жизни, Бога от конкретных людей. Жизнь не полностью подчиняется решению отдельного человека. Какие идеологии этому представлению не соответствуют? Прежде всего, конечно, социальная инженерия, известная нам как фашизм или как коммунизм. В одном случае надо было уничтожать неправильные расы, это евгеника – человека надо выводить как растение или как животное. Вторая идеология – коммунистическая, классовая идеология. Для того, чтобы перейти к новому обществу, нужно уничтожить класс. Мы знаем, какие из-за этих идеологий произошли трагедии».

 

Передачи авторов на Сервисе скачиваний:

Протоиерей Александр Дягилев

Александр Борисович Гарин

 

ВИДЕО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru