6+

«Перед Собором стояла задача – впервые в истории Православия разработать Устав прихода»

Программа Александра Мраморнова

«Великий Собор»

К 100-летию Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Эфир 22 марта 2017 г., 10:30

АУДИО

Гостем девятого выпуска программы А.И. Мраморнова «Великий Собор» стал Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, ответственный редактор тома «Отдел о благоустроении прихода» научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., член Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря.

 

Александр Мраморнов:

В чем актуальность и новизна постановлений Собора по вопросу об устройстве приходской жизни?

Алексей Беглов:

Собор, в том числе по приходскому вопросу, работал в историческом контексте своего времени. Для вопроса о приходе это был контекст так называемой приходской революции весны – лета 1917 года, когда очень долго назревавшие проблемы приходской жизни наконец прорвались и привели к довольно существенным нестроениям в низовой церковной жизни.

На протяжении многих десятилетий прихожане православного прихода были довольно существенно отстранены от управления храмовым и приходским имуществом, особенно болезненно это ощущалось на селе, крестьянами, которые своей копейкой строили храмы, содержали их, ремонтировали, святыни деревенские очень близки были их сердцу, здесь их отцы и деды лежали вокруг храмов и так далее. И до 1917 года власти, светские, прежде всего, всячески блокировали доступ прихожан к участию в распоряжении церковным имуществом. Это первый был момент.

Второй момент – довольно давно добивались прихожане участия, по крайней мере, в рекомендации кандидатов в члены причта, кандидатов на приходского священника, в частности.

И когда разразилась Февральская революция, фактически прихожане начали брать власть в приходах в свои руки. Отказывались отсылать какие-либо пожертвования в епархиальное управление, например. Захватывали церковные земли. Начинали сами распоряжаться церковной казной.

Александр Мраморнов:

А до этого приходским имуществом распоряжался причт?

Алексей Беглов:

Да.

Александр Мраморнов:

Таким образом, это было и антиклерикальное движение.

Алексей Беглов:

Это трудно квалифицировать именно как антиклерикальное движение. Скорее, антибюрократическое, я бы сказал, против засилья все-таки светской бюрократии, которая, в том числе, и на уровне епархиального управления имела место. Кроме того, да, начались так называемые явочные выборы духовенства: неугодных священников изгоняли, выбирали новых, это было такое повальное явление весны-лета 1917 года.

Понятно, что священноначалие уже весной 1917 года пыталось ввести приходскую революцию в рамки определенные – церковного порядка, канонические рамки. И в полной мере вот с этой задачей превратить приходскую революцию в каноническую реставрацию, собственно, должен был справиться Священный Собор 1917-1918 года. И, в частности, Приходский отдел, который работал с конца августа 17 года по апрель 1918 года.

Александр Мраморнов:

Забегая вперед – он справился с этой задачей?

Алексей Беглов:

Да.

Перед Соборным «Отделом о благоустроении прихода» стояла задача – разработать впервые в истории Русской Церкви и, наверное, вообще в истории Вселенского Православия на тот момент, Приходский устав. Где бы четко, правовым образом, регулировались все отношения внутри прихода, отношения прихода с епархиальной властью и так далее…

Поместный Собор пытался урегулировать все стороны приходской жизни. От понятия «прихожане» до порядка выборов членов причта и порядка внутреннего приходского управления, порядка управления имуществом. Частные случаи были предусмотрены, например, были отдельные разделы, посвященные кладбищенским храмам, и так далее. Такого всеобъемлющего церковного документа на эту тему еще не было.

С задачей выработать такой документ соборный Отдел о благоустроении прихода успешно справился.

Вопрос об управлении церковным имуществом вызвал горячие споры на Соборе. Вопрос был животрепещущим в свете политики гонений – политики советской власти. Уже был к тому времени издан Декрет, в январе 1918 года, который национализировал церковное имущество. И значительное число соборян настаивали, что в этих условиях собственниками церковного имущества должны быть признаны прихожане, приходская община, которая единственно и может защитить и имущество приходское, и духовенство. Тогда как первоначально Отдел предполагал разделить имущество на две категории: собственно храмовое имущество оставить в ведении причта (святыни прихода, богослужебные предметы). Это был консервативный вариант. А часть соборян предлагала именно всё передать прихожанам. По этому вопросу было произведено даже поименное голосование, но и оно оставило старую позицию – имущество было разделено на две категории. То есть были отвергнуты обе крайности – и дореволюционный вариант (когда прихожане не участвуют в управлении приходским имуществом), и предложение части соборян всё имущество передать в ведение прихожан. Выбран компромиссный вариант.

Это по вопросу об имуществе. А вот по вопросу о выборах духовенства Собор занял достаточно консервативную позицию. Отдел предложил достаточно разветвленную, проработанную схему рекомендаций кандидатов на священнические должности, причем так, чтобы кандидат проходил двойной епископский фильтр, чтобы епископ на двух этапах этих выборов имел возможность наложить вето свое, но все равно это были выборы. Так вот Собор отверг это предложение Отдела и фактически вернулся к ситуации назначения. Формула, которая была окончательно принята, такая: выбор приходского священника осуществляется епархиальным архиереем. Слово «выбор» было оставлено, а речь шла о назначении, как это было в дореволюционное время.

Но все 20-е годы у прихожан было достаточно больше возможностей к самоуправлению, чем у той же иерархии, которая была поставлена вне закона.

Александр Мраморнов:

Фактически, получилось, что те общины, которые должны были брать имущество в свои руки, они это и сделали.

Алексей Беглов:

Да, они взяли это в свои руки, они действительно защищали церковное достояние, и в том числе боролись с обновленческим расколом, и они де-факто продолжали выбирать священников. И это очень интересный момент. Мы, например, можем наблюдать, что владыки, епископат тихоновский – очень хорошо этим пользовался в борьбе против обновленческого духовенства.

Александр Мраморнов:

Получается, что вот эта идея, которая не вполне была одобрена Собором, но будучи выработанной им в революционную эпоху, она послужила потом к защите Церкви.

Алексей Беглов:

Да. Фактически, 1920-е годы общины защищали Церковь. И власть не сразу поняла свою ошибку (ведь только приходские общины регистрировались советской властью в этот период). И наступление на мирян началось только в конце 20-х годов – с 1929 года. А до этого момента, действительно, была широкая автономия низовой церковной жизни, которая давала свои плоды. Мы можем говорить в этот момент о приходском возрождении, и очень было много различных церковно-общественных объединений, братств, союзов приходов по всей стране – это было очень живое и заметное явление.

 

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

Ведущий программы:

Александр Игоревич Мраморнов, к.и.н., научный руководитель проекта Новоспасского монастыря по изданию документов Собора 1917-1918 гг.

Гость программы:

Алексей Львович Беглов родился в Москве в 1974 году. В 1997 году закончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В январе 2004 г. в Институте российской истории РАН под руководством д.и.н. О.Ю. Васильевой защитил диссертацию «Церковное подполье 1920–1940-х годов в СССР в контексте государственно-церковных отношений», кандидат исторических наук. С 2004 года работает в Центре истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, преподает в светских и церковных учебных заведениях. С 1996 года А.Л. Беглов публикует документы тайных монашеских общин советского периода. Им подготовлены к изданию книги схимонахини Игнатии (Пузик) «Старчество на Руси» (1999) и «Старчество в годы гонений» (2001), сборник «Путь к совершенной жизни: О русском старчестве» (2005). А.Л. Беглов – один из авторов книги «Русская Православная Церковь. XX век» (М.: Сретенский монастырь, 2008), автор более 70 работ и публикаций в научных, популярных изданиях и в сети Интернет. В 2008 г. вышла в свет монография А.Л. Беглова «В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР». Область научных интересов: история России (СССР) ХХ столетия, государственно-церковные отношения в России, история Русской Православной Церкви в XIX–XX веках и русской аскетической традиции XIX–XX веков, социальное измерение религиозности и его деформация под воздействием государственной политики.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru