6+

«У Студеного моря»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 117

Эфир 29 мая 2019 г., 10:45

 

В прошлый раз мы вспоминали о рождественских козулях. Наверно, все сразу представляют себе небольшие разукрашенные прянички в виде зверей, или елки, или звездочки. Сейчас такие прянички продаются на всех ярмарках. Но на самом деле, козули – это очень древнее мучное изделие, и к пряникам оно имеет весьма далекое отношение.

 

О культуре и значении традиции поморских козуль рассказывает Ольга Александровна Евтюкова, директор Мурманского областного художественного музея, автор концепции выставки «Строго на север», седьмой из девяти выставок проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»:

 

«Очень приятно, что во всех поморских селах даже не было сомнения, что надо петь песни, которые пришли от отцов, дедов, матерей. Это было замечательное многоголосье. И надо отдать должное руководству Мурманской области, правда, это было по всему Советскому Союзу, стали создавать дома народного творчества. Все очень были обеспокоены сохранением многоголосья фольклорных хоров. Хор, который у нас выступал, это чудо из чудес, потому что трудно представить, что в далекой Териберке существует народный хор, который поет поморские песни, а родом эти песни из Новгорода, удивительно.

 

Но, эта территория – южный и северный берег Кольского полуострова – в те времена были как разные полюса. Это сейчас мы можем на самолете, автомобиле куда угодно добраться. И звучание одной и той же песни могло быть разным. Даже спор существует, кто правильнее поет – Варзуга или Териберка. Разные исследователи склоняются к разным версиям. Но, тем не менее, существуют оба хора, звучат они прекрасно, и слушать их одно удовольствие. Это удивительно, что в XXI век перешли песни X-XII века.

 

Конечно, то, что культура поморов была несколько оторвана от всех перекрестков, и даже от Архангельска, наверно, сейчас можно оценить как удачу, потому что никаких изменений с момента перехода их из Новгорода не произошло. Вот, например, поморская козуля. Это удивительно, потому что в виде скульптуры она сохранилась только на Кольском полуострове. Уже потом, в 90-е годы вспомнили. Я не хочу сказать, что в Архангельске забывали, но я уже встречала только технику витья, т.е. она плоская была. И потом еще появились пряники. Ну, с пряниками понятно, их тоже называют козулями, а пряники, потому что пряности появились. Там понятно, там порт большой был, и хозяйки просто использовали появление пряности, и было бы смешно, если бы они не использовали эти достижения пекарского искусства. А козули Терского берега другие. Это восемь, иногда склоняются, что десять фигурок, тут споры до сих пор идут. Надо сказать, что такое козули. Это пекарское искусство, это ритуальное печенье, которое раньше делали накануне Рождества, а до этого в праздник виноградия (красно-зеленые) и в праздник заклинания будущего урожая. И предки наши свято верили, если полить водой землю, то будет богатый урожай, и если слепить стадо козулек, то будет в подворье много скота и в лесу много будет дичи. На Кольском полуострове был еще важный такой момент – предполагают, что фигурка оленя появилась уже здесь, а у новгородцев ее не было. Потому что оленей не было в Новгороде, а здесь олени. Обязательная еще фигурка это всадник на коне. Обязательно двурогий олень, однорогий олень. Обязательно баранчик, коровка и тетерка. Тетерка это птичка с птенцами.

 

Поскольку это делалось в канун Рождества, то соблюдался обязательный ритуал. Тесто, а тесто простейшее – ржаная мука, соль и вода по вкусу, никакого соленого теста, все это действительно можно было съесть, – это очень тугое тесто и, как правило, месили его мужские руки. И есть еще поверье, что мужской дух отгоняет злые силы от теста, чтобы оно творилось. Потом садилась вся семья, обязательно произносилась молитва, и с чистой душой, с чистыми руками, естественно, можно было приступать к лепке козулей. Приемы одинаковые почти для всех фигурок, потому что все фигурки стоят на четырех ножках, потому что это рогатые животные, что баранчик, что коровка, что олень. Конь стоит на четырех ногах, тоже понятно, хоть он и не рогатый. И только птичка сидит как наседка. Лепили все, и слепить надо было много, потому что приходили колядники. И тут внимание! Рожки обычно заканчивали детские руки, чтобы это были очень красивые рожки, раскидистые, богатые, красивые. Давали отстояться всем этим фигуркам, и только на следующий день их выпекали. Покривившиеся или упавшие убирали или скармливали скоту. Когда выпекали, а поскольку это тесто не раскрашивалось, его надо было отбелить слегка, поэтому была такая процедура – нужно было уже схватившиеся фигурки опустить в кипяток, выставить обратно и опять поставить выпекаться. Вы никогда не задумывались, почему баранки блестят? Нет? Потому что их поливают водой. И поэтому козуля после этих процедур становится блестящей. Я тоже об этом узнала совершенно случайно. Просто однажды была на экскурсии на хлебозаводе и была потрясена. Эта процедура с козулями, когда ее опускают в кипяток, а потом снова ставят допекаться, она становится блестящей. Иногда даже спрашивают, вы что, лаком покрываете. Нет, это такая технология простейшая.

 

И вот выпекают до конца, наступает момент предрождественских походов колядников. На Терском берегу это были подростки. Они приходили, говорили колядки – «сто бы тебе быков, да сто бы тебе коров, да чтобы доили только сметану». Т.е. только благопожелания. Всем богатой жизни, продолжения рода обязательно, т.е. богатства и, конечно, только чтобы сытая жизнь была. Вспомните, что человечество боится только голода, особенно в то время. И обязательное было условие «не давайте пирога, а подавайте козульку, пирога не подавайте, а то быка уведем со двора». Т.е. это такое заклинание-игра. И тогда хозяйка подвала поднос, закрытый полотенцем. Нужно было вытащить фигурку, которую твоя рука взяла. И тогда можно было в какой-то степени узнать судьбу на будущий год. И сейчас это происходит очень интересно. Это не гадание я еще раз это подчеркиваю, это игра, которая имеет серьезное основание. Поэтому если барышня вытягивала оленя, похожего на коруны – когда однорогий олень, у него кончики рогов сплетены и похожи на коруны, а коруны это свадебный головной убор на Терском берегу, – значит выйдет замуж. Тогда всё, все радовались. Или, предположим, молодуха, вышедшая замуж, скажем, год, вытягивала тетерку с двумя птенцами – двойня, т.е. продолжение рода. И если молодой человек вытягивал, предположим, коня – всё, на коне, мы же знаем, что значит быть на коне, это удача, удача и удача. Конечно, все относились к этому очень хорошо, к тому же запах свежеиспеченного хлеба очень завораживал.

 

Но и интересный момент был. Предположим, пришли молодые люди в дом, а в доме есть невеста. И в общем-то родители всегда очень быстро высчитывали, кто есть кто. Если этот человек, скажем, жених, ко двору, то хозяйка ему давала тетерку из пшеничной муки, а если не ко двору, то давали ржаной калачик. Вот ничего не говорилось, только делалось, было понятно, мол, неугодны вы нам, молодой человек. То же самое с девицей было. Если приходили туда, где был жених, это надо было им бороться за свое счастье. Много было традиций. Козули очень любили и любят. С древности традиция сохранилась, что фигурки оставляли в своем доме обязательно. Можно было съесть, если уж очень так захотелось, и молодняк в общем-то ел, но хозяйка всегда оставляла две-три фигурки около божницы, и им даже иногда имена давали.

 

Но… есть такая присказка «однаки мучки, да не однаки ручки», т.е. ручки-то у всех разные. Не каждая хозяйка могла лепить козули. Были и такие, которым не повезло. Поэтому она приглашала мастеров. И были такие мастера, которых водили по домам именно для того, чтобы слепить козуль, чтобы из традиции не вывалиться. Потому что придут колядники, могут и заморозить дом. Заливали же дом водой, молодецкие игры, подшутить над жадной хозяйкой – ни козули, ни пирога не даст. Не дадите козуль, заморозим дом. И заливали на морозе водой, все замораживалось, и она была замурована ледяными пробками.

 

Так что Рождество было веселое, все желали счастья, добра, поэтому козуля это главный герой этих игр. Почему еще рогатые животные, потому что они могли защитить своих хозяев от злых сил. Вот потому козули. И конечно козел это главный герой рождественских игр, и очень много песен связано и хороводов поморских шутливых связано именно с ним. Да и вообще поморы невероятно шутливые и ироничные люди».

 

 

Сделать настоящую козулю не так-то легко. Простые на вид, эти фигурки невероятно выразительны. Это только кажется, что из куска теста можно запросто взять и слепить такую фигурку. На самом деле этот процесс требует длительного навыка и опыта. На выставке периодически организуются мастер-классы по изготовлению козуль, мы видели один такой на открытии, и, надо сказать, что слепить с первого раза не получается. Все-таки надо понимать и какой образ должен быть у каждой фигурки-персонажа, и гладенькая она должна быть, а не со следами вдавленных пальцев, и при выпекании проявить внимательность, чтобы козули оставались светленькими, а не превратились в какие-нибудь фигурки «черного дерева».

 

Мы поговорили об особенностях поморского характера, быта, культуры. Ведь неслучайно людей, живших у Студеного моря, называли не просто русскими людьми, а поморами, это своего рода субэтнос в русском народе. Так что узнать, как шло формирование их культуры, очень интересно.

 

Продолжение слушайте в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru