6+

«У реки есть такая тенденция – она стремится размыть берега, в которых движется»

Программа «Неделя»

Гость: протоиерей Александр Дягилев

Прямой эфир 11 июля 2021 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

— коронавирус и вакцинация

Митрополит Иларион высказался о том, почему отказ от прививки – грех.

Митрополит Тихон об ответственности священников-антипрививочников.

Митрополит Евгений об участии в несогласованном властями города крестном ходе в Екатеринбурге в дни памяти Царской семьи.

— церковное почитание Николая II

— мощи Царской семьи

— видеоролик с иконой и уголовное дело об оскорблении чувств верующих

— свобода

— ситуация с абортами в России

— молодежь и церковь: что изменилось за последнее время

— богослужение и запросы современного человека

— память о новомучениках и репрессиях

— возможность новых гонений на церковь в России

— храмы «шаговой доступности»

 

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Как многие наши радиослушатели знают, в программе «Пастырский час» почти в каждой передаче звонят или пишут люди, которые являются «антипрививочниками».

Митрополит Иоанн (Снычев) был против канонизации Николая II, сегодня многих это удивляет, но это факт.

За всю мою бытность священником, за все 20 лет на моей памяти молебен царственным страстотерпцам заказали только один раз.

У молодежи слово «скрепы» ассоциируется со словом кандалы или оковы, вот отсюда такие видеоролики. Такие манипуляции с иконой – это действительно хула.

 

Ведущий:

Уважаемые слушатели, звоните нам, пожалуйста, рассказывайте, что вас лично оскорбляет как верующего человека, оскорбляют ли всякие такие сомнительные ролики, акции и перформансы на территории храмов, и как вы вообще относитесь к тому, что нам преподносят в средствах массовой информации как оскорбление чувств верующих. Отец Александр, а вас что оскорбляет как верующего человека, есть что-то такое, на что вы пожаловались бы в прокуратуру?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Мне кажется, что могло бы оскорбить, даже не столько лично меня, но меня, может быть, тоже, какое-то явное насилие, физическое насилие, например. То есть если бы в храм ворвались люди и стали все громить, бить людей – я бы вызвал полицию без размышления.

 

Звонок слушателя:

— Поясните, что такое свобода? Очень много ее сейчас…

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Для молодежи очень часто свобода – это поддерживать Навального. А что стоит за этим понятием свободы – они даже не задумываются. А вот если брать христианское понимание свободы: «к свободе призваны вы, братья».

 

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

 

Это очень интересная тема – свободы. Вот я такое утверждение слышал, оно мне понравилось: свобода это не когда я делаю то, что я хочу, а это когда я могу не делать то, что я не хочу.

Тоже на самом деле очень важная тема: а для чего нужны границы? Для чего нужны эти барьеры? Чтобы понимать, куда мы движемся. У реки есть такая тенденция – она стремится размыть берега, в которых она движется. Чем, кстати, берега уже, чем сильнее поток, тем сильнее процесс размывания берегов. А если берега достаточно широки, она все равно пытается их размыть, но делает это плавно. Однако если ей это удастся и не будет вообще никаких берегов, вода разливается беспредельно, как хочет, река прекращает течение, она превращается в стоячее болото.

 

Ведущий:

Такое выражение известное, что свобода моей руки заканчивается там, где начинается лицо другого человека – это христианский принцип?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Это не христианский принцип, но его можно понять. Это же тоже не христианские принципы – принципы Римского права, они исходят из того, что всё, что не запрещено – разрешено. Исходя из этого, законы строятся по принципу запретительному.

Но христианство принесло в этот мир идею того, что можно руководствоваться не законами (запрещающими, еще раз), а ценностями. И высшая ценность есть любовь. Собственно говоря, идею эту выдвинул святой блаженный Августин, хотя некоторые её относят к священномученику Киприану Карфагенскому: люби Бога, люби ближнего и делай всё, что хочешь. Вот, по сути, может быть, это и есть та самая свобода: люби Бога, люби ближнего и делай всё, что хочешь.

 

Ведущий:

Есть у нас в России такой праздник: День семьи, любви и верности.

Перейдем к связанной  с этим новости: за последние пять лет, по данным Минздрава, число абортов в России сократилось на 35%.

Судя по всему, улучшается ситуация с абортами в нашей стране?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Меня это радует. Действительно, люди просто стали относиться значительно более сознательно, главное, что удалось Церкви донести до людей – что во чреве матери никакой там не лягушонок или неведома зверушка, а живой человек. И хоть говорят, что женщина властна над своим телом, я даже соглашусь – женщина властна над своим телом, но тот, кто внутри нее – это не её тело, это уже отдельный человек.

В принципе, мы видим, что Церкви удалось достучаться до многих людей, потому что количество абортов всё-таки снижается. Но вот я сейчас слушал эту новость и подумал: День любви, семьи и верности… а дальше про аборты пошло и борьбу с ними… это про любовь, про семью или про верность?

 

Ведущий:

А чаще аборты совершают женщины, которые вне брака зачали ребенка?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Чаще да. Хотя бывают случаи, что муж вынуждает. Иногда сама женщина решает, когда беременность является для нее такой формой манипуляции по отношению к мужчине, а если он на эту манипуляцию не идёт, то аборт. Бывают такие ситуации. То есть очень разные причины. Но, тем не менее, ещё раз, всё больше и больше людей, мне кажется, начинает понимать, что аборт – это убийство.

 

Вопрос слушателя:

Добрый день, отец Александр. Простите, я пропустила часть передачи, может быть, вы уже ответили на мой вопрос, вы хорошо описали отношения молодёжи к Русской Православной Церкви, но в чём причина такого отношения?

 

Протоиерей Александр Дягилев:

У меня есть несколько ответов на этот вопрос, возможно, не все правильные. Потому что просто совпал ряд факторов. Ну, первый – это  ошибки самой церкви, давайте прямо скажем и честно: ошибки самой церкви. То есть, честно могу сказать, что внутри церкви (вот я – человек, который внутри церковной структуры находится) церковная структура очень жёсткая. Ещё начиная с семинарии идет муштра. Когда я учился в семинарии, поощрялось стукачество. И потом батюшки, закончив семинарию, подобный же стиль отношений начинают поощрять и выстраивать в отношениях с прихожанами, с приходом. И, соответственно, когда кто-то пытается хоть как-то заниматься миссионерской деятельностью…. это отдельная песня. Вот накануне праздника апостолов Петра и Павла об этом нужно сказать. Я переживаю, что у нас как-то тема миссии, миссионерская деятельность во многом сводится к противосектантской деятельности. А у нас люди в деревнях – некрещеные живут. И я такие деревни знаю. Где люди живут и ни разу не видели священника. Может быть, там нужно миссионерскую деятельность вести?

Следующий этап – молодые люди приходят в обычный храм и там сталкиваются с какими-то таким вещами, которых в церкви быть не должно. А ведь молодые люди сейчас никому вот так просто не верят, они всё проверяют через Google, через Яндекс, там как угодно. То есть простое «батюшка сказал» уже сработает.

Откровенно скажем, бывает проявление нелюбви, и вот пару раз таких историй – и всё, молодой человек отошел от церкви подальше. Есть ошибки, которые допускаются на приходском уровне, может быть, даже на более высоком уровне, но, честно говоря, иногда, видя как архиерей обращается с собственными батюшками, священниками его епархии, люди, его прихожане, особенно молодые люди, это же видят, и делают соответствующие для себя выводы.

Еще одна причина – более такая глубинная, психологическая. С точки зрения психологической существует так называемый принцип трёх шестерёнок. Шестерёнка, вращающаяся против часовой стрелки, вторую будут вращать по часовой стрелке, но, в свою очередь, третья шестерёнка опять будет вращаться против часовой стрелки.

Есть такая особенность, что какие-то поведенческие реакции имеют тенденцию прыгать через поколение. Когда мы повторяем не опыт пап-мам, а опыт бабушек-дедушек скорее. И вот здесь интересный момент. Дело в том, что, например, вот я, моё поколение, мы пришли к вере вопреки неверию наших родителей, порой даже откровенно преодолевая его, претерпевая «гонения» в собственных семьях… Соответственно, наши дети – они идею протеста хватают и получается протест на протест: начинают протестовать против нашей веры, стремясь повторить опыт атеистических бабушек-дедушек. С этой точки зрения, чисто психологически, их дети опять должны иметь интерес к вере. И вот тут вопрос: сможем ли мы этот интерес как-то подхватить? На это еще накладывается то, что, действительно, церковь во многом законсервировала у себя тип отношений, свойственный феодальному строю. Даже само слово: владыка, «князь церкви»…  Современным людям слышится: феодал в замке и крепостные…

А дальше получается то, что общество за это время сделало колоссальные социальные сдвиги, и если в церкви всё-таки вертикаль, иерархия, то в обществе все больше и больше выстраиваются отношения горизонтального типа. Эти отношения основаны на уважении, это очень важно для современной молодежи, это надо понимать. И, действительно, у современных молодых людей то, что кто-то перед ним старше по возрасту, уже не вызывает уважения, уважение – это то, что нужно заслужить, а сам факт, что ты старше меня по возрасту, или по званию, или по сану ещё не делает тебя авторитетом в моих глазах, я ещё послушаю, что ты сейчас мне скажешь, я ещё проанализирую то, что сказано тобой, и соглашусь или нет. То есть само слово авторитет исчезает, да, то есть авторитет нужно заслуживать, а выяснилось, что далеко не все наши священнослужители оказались к этому готовы. И попытка «авторитетом надавить» приводит к тому, что авторитетом они не становятся.

 

С 29 июня по 4 июля 2021 года на Соловках прошли Дни памяти жертв политических репрессий. Центральным событием мероприятия стала конференция «История страны в судьбах узников соловецких лагерей». Конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» стала ярким свидетельством того, что память о жертвах Соловецких лагерей живет на Соловках. Иерей Александр Мазырин поприветствовал гостей от имени Свято-Тихоновского университета. Священник указал на то, что тема репрессий зачастую используется в политических целях. Заслуга научной конференции в том, что она не ставит задачи вести политическую борьбу. По его мнению, главная цель — сохранить единство с новомучениками, ставшими главными героями ХХ века. Это не только две тысячи причисленных к лику святых, но и тысячи других людей всех классов, сословий и профессий, деятелей науки и искусства, причастных к великому подвигу. На втором пленарном заседании прозвучал доклад иерея Александра Мазырина, кандидата исторических наук, доктора церковной истории, профессора ПСТГУ, «Дело «двурушников»: архиепископ Питирим (Крылов), епископ Иоанн (Широков) и др., 1937 г.». Как отметил отец Александр, он долгое время не решался выступать с этой непростой темой. Двурушничество в данном случае не следует понимать буквально. Доклад посвящен тем деятелям Московской Патриархии, которые во времена гонений на Церковь стали сотрудничать с советскими органами госбезопасности в обмен на возможность легальной деятельности и сохранение церковной организации. Он представляет собой попытку дать максимально взвешенную оценку тем событиям. Доклад вызвал большой интерес со стороны участников и слушателей конференции.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Я думаю, что если сейчас какие-то гонения начнутся на нас, православных, понятно, будем опять искать виноватых, но осмыслить, а в чем мы сами виноваты этого ни тогда, ни сейчас не происходит. И если мы это не признаем, что в чем-то мы сами виноваты, то и третье и четвертое гонение будет, Господь пытается нас вразумить. Откройте почитайте книгу пророка Исаии, самую первую главу, и подумайте, что это он пишет не только для древних иудеев, но для нас с вами: у вас и так вся голова в язвах, куда вас бить еще…

 

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.

Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

 

Ведущий:

Святейший Патриарх Кирилл благословил почитание мощей священномученика Николая Подъякова.

В 2018 году на территории храма Рождества Богородицы поселка Подосиновец Кировской области обнаружили останки, предположительно принадлежавшие священномученику Николаю Подъякову. Чтобы подтвердить принадлежность останков священномученику, их передали на экспертизу. Результаты исследования подтвердили, что обретенные останки принадлежат священномученику Николаю Подъякову.

В июне 2021 года Предстоятель Русской Православной Церкви благословил почитать их святыми мощами священномученика Николая.

Отряд красноармейцев расстрелял отца Николая Подъякова 24 сентября 1918 года. В 2000 году протоиерей Николай Подъяков был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

Еще зачитаю:

«В своем служении на Ниве Христовой отец Николай нес множество церковно-общественных послушаний. Он был законоучителем Подосиновского министерского двуклассного и Высшего начального четырехклассного училищ, депутатом училищных и епархиальных съездов, благочинным 5-го округа Никольского уезда Вологодской епархии, учредителем и заведующим Ананьинской и Свято-Георгиевской Мельминогорской церковно-приходскими школами. Труды отца Николая по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния были высоко оценены. Прихожане глубоко уважали и чтили своего деятельного пастыря. В 1917 году к власти пришли люди, ненавидящие Церковь Христову и ее служителей. Вскоре Подосиновец оказался прифронтовым селом. Не имея других сил остановить наступление Белой армии, красные развязали политику откровенного террора, старясь запугать местное население небывалой жестокостью. 10 сентября 1918 года в одиннадцать часов ночи в дом отца Николая ворвались чекисты. Они предъявили ордер на арест о. Николая, который в это время поднимался из подвала в дом. Чтобы будущий арестант не смог бежать, один из солдат выстрелил в ногу о. Николаю. Солдаты положили раненого на матерчатые носилки и вынесли из дома. При этом им пришлось разобрать часть окна, так как носилки с раненым не проходили в двери. Отца Николая поднесли к заранее выкопанной яме и заставили встать на колени. Его обвинили в контрреволюционных действиях, в отказе помочь Красной армии продовольствием. Батюшка призвал всех к христианской любви и испросил у всех прихожан прощения. Вместе с о. Николаем был расстрелян и его собрат священник Виктор Усов. Тело убиенного отца Николая было перенесено в дом, где его облачили в священнические ризы. Чин отпевания совершил священник Зосима Трубачёв. Похоронили мученика у алтаря Богородицкой церкви села Подосиновец».

Я специально решил зачитать отрывок из жития, потому что мы плохо знаем своих новомучеников, вот хоть немножко прикоснуться, раз услышали его имя.

Мы живем в очень сложном мире и, действительно, гонения могут вспыхнуть в любой момент, по второму разу… мы видим, что у следующего поколения слово «церковь» вызывает – у очень многих –  раздражение. И что будет (в сфере отношений государства к церкви), когда это поколение придет на смену нынешнему?

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru