«У меня такое внутреннее чувство, что Господь явит нам, покажет, что это действительно истинные останки»

4_3067

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

События прошедшей седмицы комментирует протоиерей Владимир Сорокин

Прямой эфир 29 ноября 2015 г.

ТЕКСТ:    часть 1   часть 2

 

Александр Крупинин:  У нас сейчас в Петербурге проходят важные, ответственные мероприятия, связанные со вскрытием гробницы императора Александра III, проводятся генетические исследования. Была пресс-конференция епископа Тихона (Шевкунова) и он говорит, что все равно: если генетики подтвердят, это будет важный аргумент, но не достаточный, еще должна быть антропологическая экспертиза, историческая экспертиза – только тогда можно будет делать выводы. Как это понимать?

Протоиерей Владимир Сорокин: Главная проблема в том, что у нас, когда проходило захоронение останков в Петропавловской крепости, тогда церковное общество разделилось. Одни с этим согласились, другие не согласились, и этот водораздел, это разделение за это время устоялось. Тогда Собор сказал: Церковь ни за, ни против. Церковь просит уточнения каких-то вопросов, ответа на которые тогда не смогли сформулировать так, чтобы он звучал ясно. Тогда еще с Зарубежной Церковью у нас было разделение, и они не позволили взять для исследования какие-то части останков, которые хранились в Европе: какая-то часть сведений отсутствовала. И у нас не все было до конца договорено. В результате возникло это недоверие. Но теперь, когда наука обладает такими возможностями, можно провести необходимые  исследования (хотя это затратное дело), но Церковь принимает решение один раз и навсегда. Сейчас, если поставят точку, то больше к этому возвращаться не будут. У меня такое внутреннее чувство, что Господь явит нам, покажет, что это действительно истинные останки. Сейчас мы поклонялись частицам мощей князя Владимира, а тоже ведь их история сложная: церковь, где его похоронили, сгорела, мощи из уже сгоревшей церкви взяли и перевезли в другое место, какие-то останки остались, все это веками хранилось, но мы же все-таки верим, и действительно князь Владимир нам помогает. Если уж мы в этих вопросах верим и полагаемся на волю Божию, то и сейчас – мы должны дождаться результатов, комиссия явно выскажет свою позицию, приведут факты, а затем, наверное, должно быть решение Архиерейского Собора. Это может быть решение Архиерейского Собора, намеченного на  начало февраля. Я не думаю, что Святейший Патриарх возьмет на себя смелость самому лично каким-то указом признать подлинность или не подлинность останков. Это должно быть соборное решение, а для этого нужны объективные, спокойные, взвешенные, проверенные факты.

Екатерининский придел Петропавловского собора

Александр Крупинин:  Я не совсем понимаю, что значит «не только генетическое, но и антропологическое, и историческое исследование»? Что это означает? Если генетики говорят, что данные совпадают…

Протоиерей Владимир Сорокин: Исторические исследования нужны, потому что историки ведь тоже разделились на две части: одни считают, что это подлинные останки, а другие доказывают, что там чего-то не хватает. Историки тоже должны прийти к единому мнению. Одни говорят, что чудес нет, другие, что чудеса прячут. А кто обращался к Царственным страстотерпцам за помощью – в Петропавловском соборе? Разве зафиксирован случай, когда человек пришел, обратился молитвенно и ничего не получил? Нет поклонения мощам, нет чудес, потому что останки эти как бы спрятаны – туда же практически никого и не пускают, где они лежат.

Александр Крупинин:  Чудеса бывают по вере.

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, «по вере вашей да будет вам». Вот приходили к князю Владимиру люди и свидетельствовали, что Господь помогает, просят и получают. Будем с верой обращаться, будем молиться, чтобы Господь явил нам все-таки  такое чудо – и будет. Но мы должны верить Святейшему Патриарху, постановлениям Церкви, а Церковь с самого начала сказала: дайте нам дополнительные сведения. Вот это и происходит сейчас. И в этом нет ничего такого особенного.

Вопрос слушателя: В свое время, после нахождения Рябовым останков, исследования российских генетиков не были опубликованы, и сейчас, когда пресс-секретарь следственного комитета объявил, что генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков – это пока тоже только его заявление, опубликованных материалов исследования я не нашел. Недавно слышал выступление по «Радонежу» Петра Мультатули, и он тоже говорит, что исследования российских генетиков тогда не были опубликованы. А о происхождении мощей князя Владимира на сайте «Древо-инфо» сказано, что останки, найденные Петром Могилой при раскопках Десятинной церкви, которые он определил как мощи Владимира Святославича, он переслал в Москву, они хранились в Успенском соборе, но после 1701 года следы их теряются. Была еще кисть руки в Софийском соборе в Киеве, но она исчезла в годы Второй мировой войны. Не могли бы вы, отец Владимир, пояснить, откуда привезенная сейчас частица мощей – из Киева или из Успенского собора была в свое время взята?

Протоиерей Владимир Сорокин: Мы руководствуемся информацией, которая дается в сопроводительном листе частицы мощей. Они у нас из музеев Кремля, они переданы Церкви, и мы этой частице мощей доверяем, ее получил Святейший Патриарх.

Александр Крупинин:  Отец Владимир, Вы простите меня, я хочу понять: вот были найдены Петром Могилой мощи святого князя Владимира, но в то время никакой генетической экспертизы не было и в помине, и, тем не менее, мы верим в подлинность этих мощей. В чем разница между этими мощами и теми? Почему в подлинность тех – мы верим. А тут – сомневаемся.

Протоиерей Владимир Сорокин: Мы, верующие, верим. А много людей, которым нужно все доказать, показать, взвесить, измерить. Тогда – люди руководствовались верой, воспринимали и сохраняли эти святыни, а сейчас с этим сложно. Поэтому Святейший Патриарх и Церковь добивается – все опубликуйте, откройте все данные и все мнения. Как раз это длительное время и нужно для того, чтобы дать возможность любому человеку проверить, сопоставить и высказать свое мнение, ХХI век требует доказательств. Мне приходит на память апостол Фома: апостол был великий человеком, а сказал, что «пока не вложу перста своего в раны, до тех пор не поверю». Но дал же Господь нам такой пример! И люди ХХI века тоже имеют право сказать: мы хотим дополнительных сведений. Церковь для этого делает все, что нужно.

4_3107

Вопрос слушателя: Существует версия исторических исследований: следователь Соколов, занимавшийся расследованием этого дела непосредственно в 18-м году, утверждает, что останки были уничтожены, сожжены на Ганиной Яме и уничтожены серной кислотой. И эта версия очень крепка в сознании людей. Безусловно, свидетельство Духа Святого важнее всего для нас, но пока Дух свидетельствует о том, что все, что связано с царскими останками – на Ганиной Яме. И стотысячный крестный ход свидетельствует о том же. А в Петропавловской крепости пока что этого нет.

Протоиерей Владимир Сорокин: Там, на Ганиной Яме, все организовано, много людей туда стекается и все это идет под руководством Церкви, а здесь сознательно и людей не пускают, и всячески пытаются поставить под сомнение. Нужно дождаться окончательного решения Церкви. Разве может такое дело, как останки царя и царской семьи происходить без воли Божией? Есть на это воля Божия, чтобы внести ясность. А мнения у людей могут быть самые разные и всегда найдутся не согласные с любым решением. А заранее обрекать себя на недоверие, и лелеять, воспитывать в себе это недоверие, усиливать – я бы не стал. Сейчас Господь дал нам возможность терпеливо дождаться объективного и исторического, и археологического, и генетического исследования, дождаться и согласиться с волей Божией. Как Господь явит, так и будет. Нам важно довериться Церкви, довериться священноначалию и иметь свое благоговейное отношение к этому событию.

Александр Крупинин:  Это ведь не догматическое правило – верить или не верить в подлинность мощей.

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, и не надо вести ситуацию к конфронтации, давайте учиться доверяться воле Божией, соблюдать в себе дух мира и согласия. У нас и к мощам Александра Невского не все приходят. И к князю Владимиру не все пришли. Есть люди, которые ходят просить помощи – всегда к иконе «Скоропослушница», и молебен и потом благодарственный молебен… А к князю Владимиру не пришли… И к Александру Невскому не пришли. Или – к Казанской иконе. Да, можно так.

Александр Крупинин:  Прошла презентация книги Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова) – святая наших дней». У нас ее почитают?

Протоиерей Владимир Сорокин: Ее причислила к лику святых Константинопольская Церковь, а в наших святцах пока еще нет. Я не знаю, в чем там задержка, мне самому это интересно, потому что я испытываю глубокое уважение к матери Марии (Скобцовой), тем более, что она была в нашей Духовной академии почетным членом. Я очень высоко оцениваю ее подвиг – самопожертвование. Она действительно достойный, очень уважаемый человек, человек ХХ века, являющий собой новый тип святости. Она соблюдала монашеские обеты и в то же время жила в миру, помогала людям очень активно. Это тот вид служения, который и сегодня очень востребован. Поэтому ее образ и ее подвиг заслуживает большого внимания и уважения. Думаю, придет время, и она в наших святцах появится.

Александр Крупинин: В предисловии в этой книге говорится, что у нас, к сожалению, нет почитания новомучеников. Им не молятся.

Протоиерей Владимир Сорокин: Вот тот, кто не молится, он и говорит: мы не молимся новомученикам. А тот, кто молится, тот молится. Вот мы – молимся. И на радио «Град Петров» – столько передач о новомучениках!

Александр Крупинин: Радио «Град Петров» – это само собой, но, возможно, имеется в виду, что нет народного почитания.

Протоиерей Владимир Сорокин: У нас даже крестят в честь новомучеников. У нас в соборе есть иконы новомучеников, есть большая икона Царской семьи.

Но что меня тревожит – услышал по вашему радио – молодой священник заявил, что в советское время богословие не развивалось. А я – не соглашаюсь. Потому что я был участником. В каком направлении – было великолепно раскрыто положение «блаженны миротворцы». Другое дело, что этим не интересуются. Кстати, на радио ни одной передачи нет об этом. Дальше – богословие единства было разработано. И я был участником разработки этого богословия. И была такая поговорка: миротворчество – это тот ослик, на котором Церковь могла попасть в любое общество.

Вопрос слушателя: Я хочу поблагодарить священника за такую позицию, потому что действительно, сейчас существует такое мнение, что в советское время все было плохо, но это означает отвергать Самого Бога. Ведь Бог всегда действует, в любое время. Почитайте «Несвятые святые»! Иоанн Крестьянкин вообще говорит: когда я сидел в тюрьме – это самое прекрасное время было. Он пишет об этом. Так что нельзя говорить, что в советское время Бога не было. И, кстати, за некоторые вещи мы должны быть благодарны советскому правительству. Например, за фильмы Тарковского. Бог может действовать в самое неподходящее время, Бог – Он и есть Бог.

Протоиерей Владимир Сорокин: Я только подтверждаю. Да, были сложности, были проблемы. Но Церковь, хоть и в малом количестве, но жила.

Александр Крупинин: Может быть, прокомментируете высказывание, прозвучавшее в дайджесте новостей – о том, что Россия должна стать центром притяжения жизни разных стран, желающих переустройства мира, и нам надо дать возможность осуществить их, и мы должны осуществить лучшие идеалы Святой Руси, Халифата и СССР. То есть тех систем, которые «бросают вызов несправедливости и диктатуре узких элит над волей народов». Можно смутиться от этого высказывания?

Протоиерей Владимир Сорокин: Меня это тоже приводит в смущение. Зачем эта абракадабра: и Советский Союз, и Халифат, и Святая Русь? Причем тут все это? Иногда наши богословы или наши представители Церкви что-то не в ту сторону мыслят. Может быть, я слишком резко говорю, но нужно стремиться к тому, чтобы люди чувствовали свое братство и единство в одной культуре, в одних нравственных ценностях. Сейчас время такое, что люди ищут то, что их разделяет, а нужно искать то, что людей объединяет, что помогает им в жизни выносить трудности, скорби, недостатки, может быть, в материальном положении. Что имеется в виду? Какую-то свехдержаву надо построить?

 

Александр Крупинин:  Я думаю, имеется в виду, что Россия всех должна объединить, кто противопоставляется Западу и Западной цивилизации.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: А что, только Россия – пример? Каждый народ мыслит себя таким образом, что он достоин того, чтобы с него брали пример, это естественно. Но претендовать на роль мировой державы – мне это не очень понятно. Это какая-то тенденциозность, желание претендовать на сверхзаслуги. В мое богословие и в мой ум это не вмещается.

 

Александр Крупинин: В мой ум – тоже не вмещается. Потому что прежде, чем кого-то объединять, нужно себя самого привести в порядок. Когда сможем сказать: вот, мы достигли того-то, и вам хотим предложить то же.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Надо на приходах наладить так, чтобы православные люди могли чувствовать взаимопомощь и взаимопонимание и хоть какую-то солидарность. Нужно своим собственным примером показать:  жить так, чтобы людям наш пример нравился, и чтобы подражали нам.

 

Вопрос слушателя: Я хочу поблагодарить священника за его позицию по поводу истории нашей страны. По поводу советского времени: действительно, ничего хорошего в этом нет, но если Господь это попустил, значит, нам это было надо – нашей стране, нашему народу, нашей Церкви. Ничего не делается без воли Господа.Низкий поклон Вам от людей моего поколения!

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Дай Бог здоровья!

 

Александр Крупинин: Согласен, конечно, но, с другой стороны, если нам что-то было дано, то надо и выводы из этого сделать.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: А это мой главный тезис: Господь посылает нам не наказания, а испытания.

 

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Слушать полностью:

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru