«Церковь есть тело воскресшего Христа»

Караваджо Ужин в Эммаусе
Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1606. Милан

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Беседы на Евангелие от Луки

.

Беседа 48

Глава 23, стихи 1-25

.

Беседа 49

Глава 23, стихи 26-58

.

Беседа 50

Глава 24, стихи 1-53

 

Для евангелиста Луки вид пустой гробницы имеет определенное богословское значение как указание на целостное, телесное воскресение Иисуса. Не душа только обрела бессмертие, как это принято считать в эллинизме, который окружал иудейство в то время. Бессмертным становится весь, целый человек. Само слово «тело» – означает человека как целое, в его целостности. В отличие от слова «плоть», которое означает смертное бытие человека. Воскресает не плоть, но тело, человек как целое.

Однако, опустевшая гробница сама по себе ни для Петра, ни для Луки не является доказательством воскресения. Для убежденной веры в воскресение потребовалась не пустая гробница, а потребовались явления воскресшего Иисуса Христа и Его убеждающие речи.

Длинный рассказ о случившемся на пути в Эммаус состоит из четырех частей. Первая часть. В ней говорится о двух учениках, которые шли по пути в Эммаус. Путники разговаривали о всех сих событиях. И среди их разговора к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. … Вторая часть. Это изложение рассказа учеников – они рассказывают неузнанному Иисусу о Нем Самом как о пророке Иисусе Назарянине, о Его казни на кресте. Они с чувством разочарования рассказали о той надежде, которую на Него возлагали ученики. А также о странном событии – исчезновении Его тела из гробницы. О рассказе женщин, которые видели ангелов, и о еще более странных словах ангелов, будто Иисус жив. В ответ все еще неузнанный воскресший Иисус изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. Третья часть рассказа. Ученики попросили все еще неузнанного Иисуса остаться с ними и Он остался с ними. Для евангелиста Луки это важные слова, исполненные символики. Церковь времен ее распространения по пути от Иерусалима во все концы империи – сознает, что Христос сопутствует ей в ее миссии, Он остался с Церковью. Он остается с ней, действует в ней и ведет ее.

Иисус возлег с учениками за трапезой о совершил – как хозяин – евхаристическое благословение и преломление хлеба. В тот момент, когда Он подал им преломленный хлеб, у них открылись глаза и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

Цель достигнута, восторженные ученики вопрошают друг друга: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Это горение сердца при встрече с Господом напоминает нам о пророке Иеремии: «…было в сердце моем, как бы горящий огонь … и я истомился, удерживая его, но не мог».

Четвертая часть рассказа говорит о том, что ученики тотчас встали и вернулись в Иерусалим, т.к. они хотели немедленно поведать одиннадцати апостолам и другим ученикам об их удивительной и радостной встрече. Но прежде, чем они рассказали о том, что с ними произошло, одиннадцать, опережая их, убежденно говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. То есть эммаусские путники застали Церковь уже верующей в Воскресение, благодаря свидетельству Симона Петра. Это отвечает молитве Иисуса Христа о Петре и тому поручению, которое Он дал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

В ранней Церкви, в которой писал свое Евангелие Лука, понять именно это телесное присутствие Христа было очень важно. Поэтому этот рассказ Луки  («…посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними») – имеет глубокий богословский смысл. Он предостерегает от характерного для эллинизма дуалистического воззрения, будто Христос присутствует в Церкви только духовно. Нет – утверждает Евангелие. Христос присутствует в Церкви целостно и ощутимо телесно. Но как? Каким образом? Ответ может быть только один: Христос присутствует так, как Он Сам и обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Иначе говоря, Христос присутствует в общественных процессах – где двое, трое, больше. Процессах, которые происходят в каждой общине церковной, в каждом обществе действительно верующих во Христа людей. В таком случае верующие ощущают Иисуса реально и осязаемо в своем собственном обществе, друг в друге.

Безусловно, тем самым в Евангелии этот рассказ выражает мысль о Церкви как таинственном Теле Христовом. Эта мысль уже была неоднократно высказана в посланиях апостола Павла. Церковь есть некая корпоративная личность. Она есть тело, но такое тело, которое радикально отлично от тела всякого иного земного общества. Ведь всякое общество, всякий город, всякая компания – всякое общество есть тело в определенном смысле. Но Церковь не такова. Ибо Церковь есть тело воскресшего Христа. Общество, наполненное воскресшим Господом, Который действует в ней, ведет ее сквозь историю, организует ее, распределяет в ней харизмы, то есть дары Святого Духа.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru