fbpx
6+

«Строго на север» – седьмая из девяти

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 113

Эфир 1 мая 2019 г., 10:45

 

После перерыва перед Пасхой мы переходим к новой большой теме. 24 апреля 2019 года в Мурманском областном художественном музее открылась седьмая выставка проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая называется «Строго на север». В наших ближайших выпусках мы, как обычно, расскажем и о выставке, и об историческом контексте, и о том регионе, где проходит очередная часть проекта. В этом году проект во всех смыслах становится северным, потому что все три его выставки будут проходиться в самых что ни на есть северных землях, и первая выставка этого года открылась в Мурманске на Кольском полуострове – т.е. мы поговорим и о Русском Севере, и о поморах, и о Заполярье, и об Арктике.

 

Но по традиции начнем с небольшого репортажа об открытии, который и предлагаем вашему вниманию. К собравшимся гостям в самом старом и первом каменном здании Мурманска, где находится художественный музей, обратилась Ольга Александровна Евтюкова, директор музея, автор концепции и один из ее кураторов.

 

«Когда я впервые узнала о проекте, который называется потрясающе – «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», то меня поразила емкость, образность этого названия. И действительно, все, кто приезжают на север, даже если они приезжают в гости, каждый из нас, и те, кто пришел сюда в XII веке, они все осваивали север. Мы с вами тоже его осваиваем, но в меру того пространства, о котором мы хотим узнать».

 

 

Далее Ольга Александровна предоставила слово автору идеи, руководителю гуманитарных проектов компании «НорНикель», д.и.н. Юлии Кантор:

 

«Добрый вечер, добрый теплый полярный вечер. Очень рада сегодня здесь быть. Я восхищена тем, что сегодня увидела. Прямо из аэропорта я приехала сюда, весь день провела в музее и в течение большого количества времени общалась с коллективом Мурманского областного художественного музея. Я понимала, что будет что-то грандиозное. Я видела, как формировалась концепция этой выставки. И произошло очень знаковое событие. Во-первых, эта выставка перевела наш проект, который длится уже третий год, через Северный полярный круг. И как она это сделала! Вы сейчас сами убедитесь в том, насколько неисчерпаема тема севера, какими яркими, не только холодными, но и теплыми красками она играет именно в вашем городе, в Заполярье и вообще на Кольском полуострове.

 

Здесь присутствуют представители разных музеев вашего замечательного региона, который всегда вдохновлял – и до рождения города и после – не только художников, но и строителей и любых других созидателей. И то, как умело и интересно с первого этажа и до третьего музей рассказывает с помощью других коллег с Кольского полуострова, музеев, каким можно увидеть север, каким трудным может быть его освоение, и каким, тем не менее, успешным и гуманистичным, что бывает, кстати, не всегда, это великолепное наслаждение. И впервые, пожалуй, хотя это седьмая выставка огромного проекта, который охватывает территории от Кольского полуострова до Таймыра, я увидела совершенно изумительную параллельную программу. Я сегодня как ребенок не могла оторваться от игры в кубики – вы тоже не сможете, я вас уверяю, – от «дополненной реальности» и от удивительных рассказов тех, кто это все созидал. Я уже вперед немного забегаю, но вы сами увидите.

 

Я восхищенно благодарю коллектив Мурманского областного художественного музея во главе с Ольгой Александровной Евтюковой. Этот этап проекта поднимает его на абсолютно новую Кольскую высоту. Огромное вам спасибо. Успехов».

 

 

Далее Ольга Александровна продолжила свое вступление к открытию выставки.

 

«Нам это очень приятно слышать. Это седьмая остановка в проекте, и были музеи в Москве, в Петербурге, в Новгороде, в Перми, в Омске. Все это очень большие музеи. Вы знаете, что Мурманский областной художественный музей самый молодой художественный музей в России. Мне очень приятно, что с нами этот проект готовили и наши коллеги. Это Краеведческий музей, это Музей цветного камня в Мончегорске, это конечно Музей города Колы, который всегда всех удивляет, что у него нет еще своего помещения, но есть свои фонды, и вы сразу встречаетесь с ними на выставке.

 

Конечно, строго на север мы все с вами идем, даже когда возвращаемся из отпуска – мы с вами движемся строго на север. Я всем вам желаю, чтобы север для вас стал теплым, красивым как на этой нашей выставке, которую мы приготовили для вас».

 

 

Открытие выставки прошло очень торжественно, празднично и весело и сопровождалось исполнением не одной старинной песни в исполнении Териберского поморского хора, но, по понятным причинам, мы не имеем возможности включить в наше обозрение все, что исполнял в этот день народный хор.

 

Каждая выставка проекта всегда сопровождается параллельной программой, в которую обычно входят тематические экскурсии, беседы со специалистами, лекции, различные мастер-классы и т.д. Но на выставке «Строго на север» эта параллельная программа заработала буквально с первых минут после открытия, потому что она содержит большое количество интерактивных составляющих, которые позволяют посетителям сразу прямо тут же на выставке перед экспонатами не только включиться в углубленное изучение темы, но и немного развлечься, поиграв в тематические игры. Это да, наверно, нельзя назвать развлечением, а, скорее, это то же самое тематическое погружение, но в игровой форме.

 

Перед открытием выставки о параллельной программе нам рассказали директор музея Ольга Александровна Евтюкова и ведущий методист «Культурно-выставочного центра Русского музея» (это один из отделом Мурманского художественного музея) Дмитрий Калатаев. В дальнейшем мы еще поговорим подробно обо всех частях этой программы, а сегодня коснемся лишь компьютерных пазлов и приложения «Артефакт».

 

Дмитрий Калатаев:

 

«Артефакт – это приложение, которое создало Министерство культуры. Туда музеи добавляют свои экспозиции, для того, чтобы больше рассказать о своих экспонатах. По поиску мы ищем нужный нам музей – вы видите музеи, которые уже добавили свои экспозиции, их около 50-ти. Приложение существует уже два года, постепенно музеи добавляются и обрастают «дополненной реальностью».

 

 

Далее, нужно навести камеру на экспонат, на котором есть наклейка «АР». На экране появляются точки. Это точки интереса, или интересные факты об экспонате. Также мы видим информацию о самом экспонате и полные данные о том, в коллекции какого музея он находится, дата создания, размер, техника и т.п.

 

— Но получается, что это только для тех, кто видит вживую тот или иной экспонат?

 

— Нет, даже если человек находится в другом месте, он все это может увидеть. Просто надо сначала скачать приложение к себе в телефон. Например, найти нашу выставку «Строго на север», скачать ее, и она появится в виде каталога. Мы открываем этот каталог, и он будет доступен для людей по всему миру. Люди смогут читать об этих экспонатах по всему миру. Просто когда человек находится на самой выставке, он визуально видит эту «дополненную реальность» он-лайн.

 

— Т.е. вместо больших этикеток можно читать дополнительную информацию о произведении прямо в приложении с телефона?

 

— Да. Приложение можно скачать в Playmarket или Appstore соответственно, не ниже 5-й версии Android или 12-й iОS. На стареньких телефонах, к сожалению, пользователь не сможет посмотреть.

 

Также можно какие-то дополнительные изображения посмотреть, связанные с этим местом или экспонатом, и их можно перелистывать. Ты листаешь, смотришь, и все это как будто прямо на выставке. Поэтому и называется «дополненная реальность» – все эти тексты, точки интереса и изображения дополняют реальность экспозиционную.

 

Можно еще воспользоваться пазлами на выставке. Мы выбираем, какую картину мы будем собирать, выбираем, на какое количество фрагментов мы ее раскладываем – до 720 фрагментов можно выбрать, т.е. устанавливаем уровень сложности. Можно засесть очень надолго. Можно разбить на более крупные фрагменты, чтобы удобнее было собирать. Нажимаем «старт», картина разбивается, и далее мы, как в настоящих физических пазлах, начинаем ее собирать. Если возникают трудности, то можно нажать на фоновую подсказку. Или встать и пойти посмотреть на эту картину прямо на выставке.

 

 

Ольга Александровна Евтюкова:

 

— Здесь очень много любителей пазлов. Это воспитывает наблюдательность. Пусть собирают, изучают и запоминают наши картины.

 

 

Посетители очень быстро включились в предложенное им интерактивное участие, особенно дети и молодые люди. Дети буквально с открытыми ртами смотрели, как на их глазах создавались козули – это еще одно поморское явление, о котором мы расскажем в ближайших выпусках, а молодые люди тут же включились в процесс складывания единого целого из множества фрагментов на экранах компьютеров. Впрочем, и другие предложенные организаторами элементы погружения в тематику не остались без внимания. Возле экспонатов были вывешены плееры с наушниками, и можно было послушать о том, как создавалось то или иное произведение или посмотреть небольшое видео. Ни одна пара наушников или место возле экранов не оставались пустыми. Но об этом мы тоже поговорим позже.

 

Итак, выставка «Строго на север», седьмая из девяти выставок северного проекта компании «НорНикель», открылась. Ее главная идея это художественное освоение севера – от старинного поморского прикладного искусства до современной живописи. И об этом наши следующие выпуски.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru