fbpx
6+

«Путь к истине – это и есть истина»

Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной

«Истина и Жизнь»

Гость: Йорг Диркин, профессор систематического богословия и этики на евангелическом богословском факультете университета имени Мартина Лютера в Галле

Тема: теология в Германии

Программа из архива радио «Град Петров»

24 июня 2016 г.

АУДИО

 

Наталья Фанина:

Мы говорили о философии. Каковы взаимоотношения богословия и философии?

 

Йорг Диркин:

У богословия, естественно, имеется большое родство с философией. И, наверное, то, каким образом я вам объясняю эти вещи, это в том числе мой личный стиль. Я люблю философию: это мой предмет. По стилю я, скорее, религиозный философ. Разница между философией и богословием в области религиозного, религиозной веры. И разница заметна в области вынесения суждения о религиозном. С одной стороны, возможны любые суждения, вплоть до критики религии. А с другой стороны, это вопрос, ставящийся в ключе истинности, правильности, нужности, необходимости, потребности. Кроме того, богословие неизбежно выходит в измерение применения в практической жизни: как жить? То есть в область благочестия, собственно, личного благочестия, в область практики веры. Или практики веры в рамках одной жизни, в рамках общины. Будь это церковь, например, церковный приход. И поэтому можно сказать, что в богословии по сравнению с философией есть примат практики, первенство практики. Как спастись? Как жить? В то время как высший жизненный идеал у философии, по крайней мере, во многих философиях, это чистая рефлексия.

 

Александр Крупинин:

Философ не знает ответа, не знает истины, он выходит на путь не знающий истины. И он ищет её с помощью своих методов. А у богослова истина есть. Истина это Иисус Христос. Ему надо только как бы очистить её.

 

Йорг Диркин:

Я так бы сказал: для богослова, если речь идёт о богослове, работающем в университетской среде, для него поиск истины это одновременно путь к истине. Это аллюзия на «Я – Путь, Истина и Жизнь». Путь – это и есть Истина. Если сформулировать это словами Ансельма Кентерберийского: богословие двигается как бы перед лицом Христа, с постоянной оглядкой на Христа. Если Христос – Истина, то Он на моём пути, на котором я ищу истину, Он где-то подтвердит Сам Себя как Истина, иначе Он бы не был Истиной. То есть путь к истине – это и есть истина. Поэтому Христос говорит: «Я есмь Путь и Истина». То есть одновременно тот, кто в пути, тот уже с истиной, которая сама себя подтверждает.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru